Эксперты: Изменить отношение общества

Артем Ермолаев, министр правительства Москвы, руководитель департамента информационных технологий Москвы

Наша первоочередная задача - кроме насыщения школ инструментами - начать преподавать информационные технологии в другом формате. Пока на уровне факультатива. С участием отрасли мы запустили в школе курс «полезного интернета». Суть его в том, что для 5-х классов начинают преподавать интернет во всех его проявлениях, в том числе безопасный интернет. Наша задача - не напугать, а рассказать о технологиях. Курс разбит на несколько частей: что такое WiFi, что такое GSM с точки зрения технологии, потому что неплохо бы знать модель оси, понимать, что такое физический уровень, что такое канальный уровень. Мы рассказываем о том, что есть полезного в интернете: какие ресурсы удобны для обучения, чем полезен интернет с бытовой точки зрения. Еще один блок рассказывает о принципах работы всех видов технологий, включая мобильные. Мы хотим отчасти помочь семьям, ведь родители часто не могут даже настроить у себя дома WiFi и призывают ребенка на помощь. Сегодня дети становятся дома локальными системными администраторами, повышая уровень грамотности своих родителей.

Что еще крайне важно? Пытаться использовать информационные технологии в любых других направлениях - в физике, химии, медицине. Перед нами стоит задача не просто создать IT-класс, а сделать преподавание других предметов интересным и насыщенным с точки зрения использования гаджетов. В пяти школах мы уже экспериментируем в преподавании пяти предметов на электронных носителях - даже просто для того, чтобы облегчить портфели детей. Я специально взвесил портфель своей дочки, которая учится в 5-м классе: он весил 8,5 кг при ее собственном весе в 22 кг.

И важнее всего сейчас сделать акцент на качестве. Мы делаем факультативный курс, который дает детям понимание, что такое информационные технологии, пытаемся внедрять принципы, на которых зиждутся IT, в преподавание других предметов, чтобы закладывать основы в образ мышления. Тем не менее нужно понимать, что у нас сейчас в городе 30% преподавателей старше 55 лет, в возрасте от 30 до 55 лет - порядка 50%, есть молодые кадры, которые легко принимают IT, но их число крайне незначительно. Огромная задача - мотивировать преподавателей, которые предпочитают держаться от информационных технологий на почтительном расстоянии. И это совсем не тривиальная задача, мы еще до конца не знаем способа ее решить. Очень часто учителя задают вопрос: «А мне это зачем?» И пока мы своих менторов не научим пользоваться IT, вряд ли добьемся качества в обучении детей.