Эксперты: Мотивировать личным примером

Петр Зобков, учитель информатики московской школы № 19

Я учитель информатики школы № 19. Человек, который работает и с обычной, и с электронной доской. И хочу вам сказать, что все-таки электронная доска - это не панацея. Я часто привожу в пример своим детям хороший фильм «Социальная сеть» про Марка Цукерберга, который создал Facebook. Свой первый код он написал на оконном стекле кампуса, в котором жил. И поэтому, как мне кажется, для предмета «информатика» интерактивная доска не так важна, как для других предметов - биологии или химии, где дети могут с помощью визуализации что-то перелить из одной склянки в другую или, например, посмотреть результат какого-то опыта. Процент использования обеих досок у нас в школе где-то 50/50.

У меня есть предположение, что мотивация учеников на программирование будет куда больше, если они будут работать на компьютере с меньшими возможностями, потому что, когда у ребенка есть гаджет и все к нему прилагающееся, у него может не возникнуть желания программировать - по принципу «зачем мне что-то делать, когда у меня и так все есть». А когда круг возможностей ограничен, приходит понимание, что надо что-то делать. Это совсем не значит, что сейчас надо резко поменять всю компьютерную технику на старье. Я, наоборот, считаю, что, если это класс информатики, там должна стоять хорошая техника для профильных предметов, если школа удовлетворяет запросы учеников и родителей на организацию, например, таких профилей, как дизайн, мультимедиа, видеомонтаж. Понятно, что нужны серьезные рабочие станции. Ну а если говорить о результате обучения, о сдаче ЕГЭ по информатике, то я могу сказать, что никакие серьезные технические средства для этого не нужны. Чтобы программировать, не обязательно иметь сильный компьютер. Куда важнее содержание.

Отдельного разговора заслуживает вопрос, как ребенка мотивировать для выбора специальности по направлению IT. Приведу простой пример. Я каждый год беру себе один час непрофильного класса, и каждый год в нашу школу приходят ученики из разных школ, это класс premedia для детей, у которых не было информатики вообще или она была на очень поверхностном уровне. Первый вопрос, который я задаю: как вы думаете, чем мы будем заниматься? И, как правило, ответ очень грустный: что-то вроде скучной работы сисадмина, который может разбирать компьютер. Такая перспектива пугает.

Я показываю детям фотографии известных людей, которых они знают по социальным сетям, - создателей современных гаджетов. И дети понимают, что да, наверное, эти люди выходили из тех же классов информационных технологий. Мне кажется, один из главных вопросов мотивации учеников, которые занимаются программированием, - это практические задачи, потому что если на ЕГЭ ученика просят написать программу, которая сначала считывает массив, а потом ищет среднее арифметическое, то ему не так просто понять, как потом он эту задачу сможет переложить для написания собственного программного продукта. Поэтому чем конкретнее будут кейсы и задания, тем лучше.

Мы в школе делали такой забавный проект - отслеживали, кто опаздывает на уроки. И представили: а что если бы у нас было какое-нибудь считывающее устройство, под которое мы бы написали программу, чтобы она составляла топ самых опаздывающих в школе? Это к вопросу о практичности задач.

Вторая важнейшая вещь - это все-таки выход на IT-компании, чтобы ученики реально могли понимать, где их труд может быть востребован. Если ребенок обучается по программе профильной информатики (это четыре часа в неделю), а потом сдает ЕГЭ от 80 баллов и выше, то такой ребенок - очень хороший специалист, у которого есть серьезные знания логики и программирования, и если бы все эти знания он уже на школьном этапе где-то применял, то легко бы мог найти себе работу сразу после 11-го класса. Было бы здорово, если бы российские компании могли выходить на потенциальные кадры в школы, где организованы профили, и давать им представление, чем они смогут заниматься, где знания приложить, могли сводить их в красивые офисы «Яндекса» или Google, свозить в Петербург в главный офис «В контакте»... Здорово было бы, если бы в школы ходили деканы или представители университетов. Вот к нам недавно приезжали из Плехановского университета, и мы были счастливы, потому что детям в первый раз рассказали о факультетах, они увидели студентов, которые там учатся и рассказывают, с чем придется столкнуться по окончании школы. Важно, чтобы у детей не просто было представление, что они сдадут ЕГЭ, сумеют переводить из двоичной системы в шестнадцатеричную, а сформировалось понимание, куда они приложат знания в дальнейшем.

Ну и, как мне кажется, один из хороших мотивирующих факторов - это личный пример педагога, учителя информатики. Это человек, который так или иначе должен транслировать детям весь современный опыт информационных технологий. Если у ребенка появился вопрос по новому гаджету, он пойдет к учителю информатики, и странно будет, если учитель не сможет дать ему квалифицированный ответ.

Сегодня еще говорили про курсы повышения квалификации для учителей информатики, но мне кажется, что это не очень удачный пример: если по какому-то конкретному продукту проводить курс повышения квалификации, то кто может гарантировать, что где-то на середине обучения этот продукт просто не выйдет из моды? Или не появится более современный продукт? Мне кажется, учитель просто должен быть разносторонним и знающим и мотивировать детей личным примером.