Эксперты: Мы будем счастливы взять детей в штат

Сергей Певнев, директор департамента корпоративных отношений, штаб-квартира Samsung Electronics по странам СНГ

Я хотел поделиться опытом нашей компании, который выражен в создании программы «IT-школа Samsung». Это программа дополнительного обучения основам IT и программирования. Она нацелена на старшеклассников, ее идея состоит в обучении будущих IT-специалистов и инженерно-технических кадров буквально со школьной скамьи. Естественно, программа подразумевает содействие в самоопределении школьников. Поддержка Samsung состоит из трех частей. Первая - это технологическое оснащение классов, в которых разрозненные электронные устройства обьединены в комплексное решение и оно настраивается с учетом потребностей каждого класса.

Второй очень важный элемент - создание содержательной части курса. Это годовой курс по обучению навыкам IT, и в программе сделан акцент на практические навыки, с помощью которых школьник может создавать собственные мобильные приложения для смартфонов и планшетов. То есть ребенок перестает быть просто потребителем контента, он начинает создавать собственный контент для тех самых устройств, которые всегда у него в руках.

Решения Samsung School предоставляют уникальные возможности для преподавателя. Например, организация тестирования: в режиме реального времени преподаватель видит, как отвечает на поставленные вопросы каждый из школьников. Если у школьника возникает вопрос, он может не отрывать внимание всего класса, не поднимать руку, а с помощью планшета задать вопрос преподавателю, а тот может ему в индивидуальном порядке ответить. Если вопрос касается всей аудитории, учитель может его вывести на доску. Современное оборудование предоставляет массу таких возможностей. Важно ими владеть, грамотно использовать и применять. Новейшие исследования показывают, что мотивация школьников к учебе растет, причем значительно, когда ребенок на новых и понятных для него электронных устройствах видит не отсканированный PDF-вариант учебника, а качественный мультимедиаресурс или качественно подготовленный образовательный курс с применением мультимедиа.

Для создания учебного курса мы привлекли специалистов научно-исследовательского института компании Samsung при активном участии Московского физико-технического института. В разработке курса активное участие принимал Казанский федеральный университет - его представители создавали тесты и примеры программных кодов.

Третий элемент программы заключался в отборе преподавателей и их обучении. Одна из проблем, с которой мы столкнулись, - это преподаватели в школах. Они хорошо владеют относительно устаревшим, а потому невостребованным в дальнейшем языком программирования Паскаль. Знание современных языков программирования Си и тем более Java под Android - практически единичные случаи. Поэтому в нашей программе, ориентированной на старшеклассников, 65% учителей - это все же преподаватели высших учебных заведений. Но и для них наши коллеги из научно-исследовательского института проводили вебинары, курсы повышения квалификации.

Обучение для школьников старших классов бесплатное, но мы принимаем в программу по результатам конкурсного отбора. И, как показала практика, интерес к программе очень высок. В Москве конкурс доходил до 15 человек на место, как в хорошем университете, в регионах - до 9 человек на место. Но поскольку программа довольно сложная, мы готовы принять не каждого школьника и на следующий год планируем создать дополнительную программу уровня Junior для 6-8-х классов, которая будет подготовительной ступенью для основной программы «IT-школа Samsung». На сегодняшний день при активной поддержке региональных министерств образования программа активно действует в 21 регионе России. В числе главных целей и задач программы, которую мы планируем поддерживать как минимум в течение пяти лет, - подготовить по IT-специальности более 5000 школьников.

Программа носит в первую очередь социальный характер. Если бы мы ориентировались на воспитание специалистов для нашего научно-исследовательского института, то подготовили бы ее для старших курсов университетов. Но в долгих дискуссиях о том, с какого возраста имеет смысл начинать подготовку действительно качественных специалистов, мы пришли к понятному выводу, что прежде всего нужно начинать со школьного возраста, потому что важно грамотно и вовремя заложить прочную основу, а на нее уже накладывать все остальные знания, которые будущий специалист получает в университете. Мы внимательно следим за дальнейшей траекторией выпускников программы и рады, что ряд университетов, в частности Новосибирский технический университет, дают им дополнительные баллы при поступлении. Мы будем счастливы через пять лет принять этих выпускников к нам в штат.