Эксперты: Мы никогда не вернемся к мелу и деревянным доскам

Татьяна Камалетдинова, исполнительный директор ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан»

Татарстан - достаточно амбициозный регион, заявляющий себя такой новой Кремниевой долиной. Четыре года назад у нас были созданы 53 центра компетенции IT в образовании. В каждом районе республики одна школа была обеспечена абсолютно всем, что только может быть в школе. И она стала центром обучения других учителей - им помогали понять, как использовать IT-технологии в преподавании математики, физики, биологии, музыки. Еще четыре года назад у нас каждый учитель получил ноутбук, все они объединены в единую систему «Электронное образование», отменены бумажные дневники. И учитель, хочет он того или не хочет, уже четыре года работает в этой среде - не важно, где-то далеко-далеко в районе он живет или в центре Казани. Записал ли учитель домашнее задание в дневник, написал ли он тему урока, поставил ли вовремя оценку - все это попадает в отчетность, поступает заведующему РОНО, министру образования и председателю правительства. То есть с помощью информационных технологий осуществляется тотальный контроль. И это позволило через первый же год работы в системе повысить качество освоения технологий. Учитель больше не задает вопрос: «Где тут кнопка «Пуск»?»

Что касается родителей, у нас достаточно давно запущен портал «Электронные государственные услуги» Республики Татарстан, на котором продвигаются электронные дневники. И дети уже второй год помогают родителям освоить эти технологии. Что до самих учащихся, то тут осуществляется несколько подходов. Первое, с чего мы начали, - это дополнительное образование в IT-парках. У нас есть также компьютерный лагерь «Байтик», с которым у IT-парка заключено соглашение. Мы поставили туда техники на 4 млн руб., туда приезжают и нынешние, и бывшие воспитанники, которые 5-7 лет назад там обучались. Когда-то 12 лет назад лагерь начинался с того, что летом собирали по одному компьютеру с каждой сельской школы, привозили детей и учителей и они вместе пытались понять, что это и как это работает. А сейчас начинание вылилось в серьезную программу. Представители различных компаний и ребята со всей республики приезжают в лагерь, и в течение 5-6 дней им дают профессиональные мастер-классы в самых разных областях. Раньше это у нас было добровольно, т. е. хочет ребенок - приезжает, не хочет - не приезжает, а с этого года мы решили по примеру Москвы открыть у себя в регионе IT-классы. В этом учебном году открыто 38 классов, и на будущий год появится еще столько же. Просто у правительства сразу не хватило денег на заявленные 70 с лишним классов, проект разбили на два года.

Вы спросите: по каким критериям отбирали школы, в которых будут созданы IT-классы? По желанию директора. Мы пригласили директоров, представителей районов, рассказали им о проекте. В программу вступили те, кто захотел, потому что это большая нагрузка. Нужно было обучить учителей, приглашать в этот лагерь детей, менять расписание. Даже элементарно нужны были деньги, чтобы из района доехать куда-то. Тем не менее желающих много.

В Москве масса IT-компаний, которые позволяют специалистам прийти в школу и прочитать специализированный курс. У нас же IT-классы разбросаны по всей республике. Поэтому мы открыли для этих стартапов дистанционные курсы, а в лагерь приглашаем их на 5-6 дней группами. Большое спасибо и Microsoft, и Cisco, и Google - они с нами работали на этом проекте. Все, кто имел какие-либо обучающие курсы для детей, нам их предоставили, и мы разместили соответствующие ссылки на нашем портале. Ряд компаний провели обучение с нашими педагогами.

Что же касается дискуссии по поводу смарт-досок, позвольте их защитить. Она лучше доносит до ребенка иллюстративный материал. И чем младше ребенок, тем больше восхищений вызывают доски, которые позволяют научиться делить, например, тортик на экране. Любую дробь можно показать наглядно. Или в 11-м классе на стереометрии дети с помощью 3D-модели изучают предметы в проекции сверху, снизу, сбоку. Я убеждена: мы никогда не вернемся к мелу и доскам, мы будем двигаться вперед.