Эксперты: Образовательная лестница

Михаил Калачинский, представитель по работе с управлениями образованием России Microsoft

Еще 3-4 года назад, наверное, никто бы всерьез не говорил о том, что можно готовить айтишников в школе. Но действительность такова, что отрасль требует и требования только растут. Более того, статистика показывает, что средний возраст IT-специалиста постепенно уменьшается, средний IT-специалист молодеет. Поэтому можно всерьез говорить, что школа должна готовить разработчиков программного обеспечения или администраторов стартового уровня. Проблема в том, что дополнительное профессиональное образование ложится грузом на школу.

Я помню, у нас было три витка реинкарнации информатики в школе. Это 1985 г., когда информатика как предмет пришла в старшие классы. 2000-е гг., когда она из старших классов перешла в средние. И сейчас у нас информатику начинают изучать со 2-го класса. А проблема никуда не девается.

Экономика требует специалистов, но не любит их готовить. Экономике подавай готовые кадры. А мы знаем, что даже вузы их не выпускают. Поэтому должны появиться промежуточные звенья в цепочке дополнительного образования, где из специалиста более широкой направленности в IT должен получиться специалист, который идет в отрасль и умеет программировать на тех средствах разработки, на которых ему придется работать. Но значительно важнее сегодня популяризация IT-отрасли. Большинству российских семей технологии доступны в виде телефона, телевизора, DVD-плейера и т. д. И интерес к профессии IT не растет, потому что кто захочет связать свою судьбу с программированием DVD-плейера? Если мы не знаем специфики и всех возможностей для профессионального роста в IT, то и не выберем эту специальность.

Хотим мы этого или нет, но заказчиком образования в средней школе является в первую очередь родитель. И он влияет на профессиональный выбор ребенка. Что бы мы ни говорили. Поэтому в направления популяризации и профориентации надо включать работу с родителями.

Мы в компании Microsoft создали так называемую образовательную лестницу. В первую очередь это инициативы именно для профориентации. Уже третий год работает сеть центров, которые проводят в школах тренинги, образовательные и профориентационные мероприятия. На сегодняшний день в 42 городах работает 62 центра. И за два года обучено 240 000 человек. Чаще всего это школьники, но в том числе обращаются за консультацией и родители, и более старшее поколение. На этот год планируется обучить еще 200 000 ребят.

В этих центрах учат началам программирования. Рассказывают об IT-профессиях. Есть отдельные курсы, на которых рассказывают, как создавать стартап. Потому что, говоря об отрасли, нельзя не говорить, как из этого можно сделать бизнес-проект. Кроме того, ребятам предлагают много специального образовательного контента. А сейчас мы еще проводим проект «Реформатика», направленный на создание связи педагогического опыта и насыщенной технологической среды. Это отработка модели «один ученик - один компьютер», использование электронных образовательных ресурсов и индивидуального образования.

Школьник рано или поздно становится студентом, поэтому у нас в компании есть целый набор инициатив для студентов и постоянно работают стажировочные площадки. Программа для тех, кто связал или хочет связать свою жизнь с разработками. Это и обучение, и предоставление программного обеспечения. А замыкается цепь на программах, связанных с IT-стартапами. То есть стартап предполагается и приветствуется.