Эксперты: Определиться с целями

Денис Лобанов, заместитель генерального директора МГТС

Сейчас мы пытаемся осветить с разных сторон сложный симплекс - будущее российского IT-образования. И каждый опирается на грань, которая ему ближе. Мы говорим о технической стороне вопроса, о методической стороне вопроса, об информированности в треугольнике «школа - ученик - родители».

Я, как представитель оператора связи, который активно участвует в этом процессе, могу со всей ответственностью заявить, что, например, в Москве существует координация между департаментом образования Москвы и департаментом информационных технологий. Мы начали с того, что поставили в школы широкие и надежные каналы связи. И оказалось, что не все школы готовы их переварить. Потребовалось привести в порядок структурированные кабельные сети внутри школ. После этого потребовалось хорошо их администрировать. И создать удобный интерфейс. Самое интересное - что воспринять все эти три уровня готовы не все школы, а только те, что вошли в IT-группу и защищали свои проекты. То есть мы проработали канальный уровень, технологический уровень и уровень прикладной, пользовательский, чтобы внести свой методологический вклад в образовательный процесс. И система заработала. Существует заказчик, который понимает, что необходимо наладить структуру и преподавать высокие технологии.

Все мы, здесь собравшиеся, наверняка с инженерным или неким структурированным негуманитарным образованием, понимаем, что можно готовить хороших инженеров и при помощи мела и традиционных досок. Существует нормальный прикладной пользовательский уровень, который позволяет быстро получать информацию, готовить неплохие кадры. Важно делать то же самое, но более эффективно. В этом смысле опыт Татарстана гремит на всю страну. Но я знаю очень мало счастливцев, которые уже в 5-м или 11-м классе понимали, чем они дальше в жизни будут заниматься. Статистика говорит, что таких не больше 2%. А дальше по приобретенной специальности еще меньше человек работает. Только если это не вынужденная мера. Бывают ведь регионы, в которых все люди занимаются определенным видом деятельности.

Дмитрий Песков, наверное, в качестве некоторой провокации сказал, что даже у самого лучшего гуманитария, который захочет изменить школу, из-под пиджака будет торчать шинель индустриального образования. Но мы не можем не признать, что индустриальное образование дает системность и структурированность мышления, которые необходимы даже в нашей сегодняшней дискуссии. Не умей мы структурировать - и мы бы говорили каждый о своей точке зрения. И ни о чем не договорились бы. В чем суть моей короткой реплики? В том, что при наличии координации и поставленной цели цель эта становится достижима. Если двигаться сразу во всех направлениях и вложить в них неимоверное количество ресурсов - технических, финансовых, методологических, административных, - мы не придем никуда. Необходимо четко определить цель.

Интеллектуальная собственность - это потрясающий товар. В мире сейчас на этом зарабатывают миллиарды: программируют индусы, программируют китайцы, а эксперты сидят в Канаде, например. И тут понятна целевая функция. По моему мнению, необходимо четко определить целевую функцию для страны, для регионов.

Мы - МГТС - в этом проекте уже год. Вчера мы сделали школу новых технологий, а через год эти стандарты становятся достоянием всех школ. Прочие подтягиваются. Вначале они не готовы воспринимать новое, а потом проявляют желание, изыскивают средства, технические возможности, берут специалистов. Говорят: «Мы тоже доросли!» Год всего понадобился. Я к тому, что этот разрыв - не разрыв даже, а отставание, и очень быстро преодолимое. Важно понять, как, кому и какие цели ставить.