Эксперты: Пробил «час кода»

Евгений Ковнир, директор департамента развития отрасли информационных технологий Министерства связи и массовых коммуникаций

Вы спросите: какое отношение Минкомсвязи России - федеральное ведомство, которое занимается почтой, медиа, информатизацией, - имеет к IT-образованию в школах? Минкомсвязи наряду с теми задачами, которые я перечислил, также отвечает за развитие отрасли информационных технологий как отрасли экономики: за процветание в стране производства IT-продукции, IT-услуг - чтобы в ближайшие 5-10-15 лет появлялось побольше «1С», «Лабораторий Касперского», «Яндексов», «Мэйлов» и других компаний, которые построены на отечественном программном обеспечении.

IT-отрасль испытывает серьезные кадровые проблемы. Компаниям хронически не хватает IT-специалистов уже сейчас, и до 2020 г. эта проблема еще усугубится. Год назад в рамках стратегии развития IT-отрасли был определен собственно масштаб бедствия: в перспективе 5-7 лет недостаток специалистов составит примерно 350 000 человек. Именно Минкомсвязи является федеральным ведомством, которое намерено вместе с Минобрнауки принимать системные меры, позволяющие устранить проблему. В нынешнем году будут увеличены контрольные цифры приема в вузы на IT-специальности на 34% по сравнению с цифрами прошлого года. Сейчас мы согласовываем цифры увеличения на 2016 г. еще на 10% по сравнению с 2015 г. Поверьте мне, на фоне демографического кризиса это достаточно уникальные показатели. При этом мы столкнулись с ситуацией, когда само качество образования не всегда высокое. Чтобы справиться с этим, мы привлекаем IT-компании, они создают факультативы, создают IT-кафедры в ведущих университетах, тем самым адаптируют программы обучения под потребности рынка труда.

А с другой стороны, проблема в том, что выпускники школ с лучшими ЕГЭ выбирают не IT, а другие специальности. Когда мы стали спрашивать, в чем причина, выяснили, что многие школьники не имеют на сегодняшний момент достаточно полного представления о том, что такое отрасль информационных технологий. В их картине мира это по большей части системные администраторы, которые пишут коды, хотя в реальной жизни это совсем не так. Согласно исследованию, которое было проведено при поддержке Минкомсвязи в 2014 г., для 87% старшеклассников выбор профессии становится во многом случайным, он больше связан с внешними факторами, чем с представлением о самой профессии. Из чего мы сделали вывод, что направленная на школьников популяризация IT как сферы деятельности может дать позитивный системный сдвиг уже в ближайшей перспективе.

Мы посчитали необходимым поставить перед собой две задачи:

1) сформировать у старшеклассников объективную картину мира об IT-профессиях и IT как сфере деятельности;

2) показать им, что изучение IT - это не так сложно, как кажется на первый взгляд, не сложнее, чем, например, изучение иностранного языка.

Одним из первых ориентированных исключительно на школьников проектов, который был организован в прошлом году Минкомсвязи России с Минобрнауки России, ведущими IT-компаниями «1С», «Лаборатория Касперского», «Акронис», «Зептолаб», «Майкрософт», «В контакте», является проект «Час кода». Перед Новым годом он прошел во всех школах нашей страны. Это самое масштабное образовательное мероприятие в сфере IT из когда-либо проводившихся. Мотивационный ролик и другие методические материалы для проекта размещены на портале coderussia.ru. Мы считаем, что акция привлечет внимание молодежи к информационным технологиям, позволит школьникам сделать первый шаг, устранить в долгосрочной перспективе дефицит IT-кадров и положительно скажется на развитии IT как отрасли экономики. Мы, в свою очередь, поработаем над тем, чтобы обеспечить в перспективе необходимое количество производительных рабочих мест.

Понятное дело, что одной популяризацией отрасли результата не достичь - надо готовить полноценные образовательные треки в рамках школы, в рамках высшего и среднего профессионального образования: делать профессиональное образование сквозным - от школы до работодателя. В одном из субъектов Российской Федерации мы совместно с правительством тестируем регион на более рациональные форматы, пробуем IT-факультативы, пилотируем, тестируем, набиваем шишки, так сказать. Работа ведется с участием Минкомсвязи, департамента образования, правительства Москвы, Центра непрерывного математического образования, ведущих московских школ, IT-компаний. Уже выявлены как ряд системных проблем, так и ряд ноу-хау, которые, собственно, позволяют улучшить образовательный процесс. Мы считаем, что формирование популяризации, дополнительной активности в виде кемпингов, лагерей, олимпиад и т. д. способно осуществить системный сдвиг в области IT-образования и в будущем решить кадровую проблему.