Эксперты: Звено между будущим и настоящим

Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий

Наша ассоциация - это сообщество работодателей, мы в первую очередь создаем условия для развития IT-бизнеса и, естественно, анализируем, что может наилучшим образом это развитие подтолкнуть. И на протяжении последних восьми лет у нас на первом месте стоит проблема кадров. Изначально мы были сосредоточены на выпускниках вузов, мы их пересчитывали: когда-то выпускалось больше 1 млн в год, сейчас - меньше 1 млн. Поняв, что кадров не хватает, мы обратили внимание на средние учебные заведения и потом постепенно стали большое внимание уделять школам. Но выходит, что с учетом демографической ямы нам нужно готовить кадры едва ли не с детского сада!

Мы старались объяснить эту проблему власти. Лет, наверное, 10 назад еще в Минэкономразвития велись дискуссии: «Почему кадры нужны именно вам? Почему нужно учить IT, а не готовить специалистов для машиностроения?» и т. д. Мы тогда сформулировали основные аргументы, почему в самом деле IT нужно уделять так много внимания. Постепенно это понимание мы вкладывали и в документы - вместе с Минкомсвязи участвовали в разработке стратегии. И сейчас в действующих стратегиях развития IT-отрасли есть очень большой блок, касающийся подготовки кадров. Мы также лоббировали поправки в закон «Об образовании», в Трудовой кодекс, многое делаем вместе с Минкомсвязи по части упрощения привлечения иностранной рабочей силы и т. д.

Еще несколько лет назад президент назвал, сколько будет создано высокопроизводительных рабочих мест и профессиональных стандартов. Построением этой системы занимался Минтруд, сейчас эта проблема поднялась на уровень Национального совета при президенте. В его рамках мы строим Совет по профессиональной квалификации. И, естественно, наблюдаем за тем, чтобы было кому готовить специалистов. Мы стали думать, советоваться, чем помочь школам, как сделать подготовку будущих айтишников лучше. Большое внимание компании нашей ассоциации уделяют поддержке школьных олимпиад, появилась тема детских компьютерных лагерей. Сначала мы к ней относились как к развлечению, но потом убедились на примере тверской «Компьютерии», что эта структура формирует сознание детей как будущих специалистов и переоценить ее невозможно.

У взрослых есть ложный стереотип: «А зачем IT так старательно учить? Сейчас каждый ребенок играет в компьютер, в гаджеты. Он и так уже айтишник». С этой иллюзией нужно бороться. Да, конечно, потребителей стало больше. Но руководство страны ставит задачу, чтобы у нас формировалось поколение именно созидателей, тех, кто сможет создавать новые продукты. Мы именно в эту сторону пытаемся повернуть сознание подрастающего поколения и их родителей, ведь зачастую родители определяют, куда пойдет учиться ребенок.

Мы пробуем объяснять школьникам какие-то не очень популярные вещи. Говорим, что существует уважение к авторским правам, к интеллектуальной собственности. Мы подготовили курсы, на которых пытаемся объяснить, что дело не только в этической стороне, а в том, что у нас не появятся свои компьютерные гении, если простейшие программы будут воровать и незаконно использовать. Комитет по образованию поддерживает обсуждение этих проблем.

В теме профессиональной агитации особенно ценны подходы, когда бизнес что-то пробует: например, создает порталы для детей, где рассказывается о профессиях. Сейчас по инициативе компании «Крок» спонсоры собирают средства на создание фильма по Стругацким «Понедельник начинается в субботу». Не знаю, получится ли интересный фильм, но кино действительно может оказать большое влияние на умы школьников.

АСИ сделало каталог профессий будущего. Это действительно очень интересный продукт, читать его увлекательно, но мы увидели в нем некоторый разрыв между далеким красивым будущим и нашим кризисным настоящим. Если дети прочитают каталог, а потом столкнутся с тем, что есть сегодня, это может их отпугнуть. Должно существовать некое промежуточное звено между настоящим и будущим. И, может быть, отыскать это промежуточное звено - самое трудное и важное сегодня. В этом заключается мотивация для педагогов, которые потом мотивируют детей на освоение IT-профессий.