Риск из-за России


Планы уменьшить активы на 20% скорее всего связаны не только с Россией: Raiffeisen предупреждал о пересмотре стратегии на 15 рынках, напоминает аналитик Fitch Ольга Игнатьева: «Ситуация с ликвидностью у Райффайзенбанка достаточно комфортная, клиентская база стабильна, стоимость фондирования остается одной из самых низких в секторе». По ее оценке, кредитный портфель банка достаточно хорошего качества и, если ситуация радикально не ухудшится, вряд ли стоит ожидать убытков в 2015 г. Облигации российского Райффайзенбанка не затронуты ажиотажем: обороты прежние, доходность - 17-18%, ликвидность низкая, все, как у всех, говорит аналитик БКС Юлия Сафарбакова.

Raiffeisen Bank International сократит взвешенные с учетом риска активы на 20% - из-за укрепления швейцарского франка и девальвации рубля, пишет Financial Times. Инвесторы опасались влияния девальвации рубля на российский бизнес - основной источник прибыли Raiffeisen; а подорожавший франк создал сложности заемщикам Raiffeisen в Центральной Европе. Из-за всего этого субординированные облигации Raiffeisen в среду стоили в среднем 58% от номинала, а в четверг снижались до 57,44% (с погашением в 2023 г.) и 51,74% (2025 г.). «50-60% от номинала означает очень высокий уровень риска, практически дефолт», - считает казначей банка «Союз» Василий Александров.

Raiffeisen оценивает риски, связанные с Россией, в 22 млрд евро, втрое выше ликвидных активов банка, пишет FT. «Обесценение российских активов угрожает капиталу всего Raiffeisen», - считает аналитик Berenberg Элени Папула: Raiffeisen придется списать в России еще 4 млрд евро. По оценке Citigroup, Raiffeisen в России выдал 15 млрд евро кредитов, это 181% основного капитала банка.

Вечером в среду Raiffeisen выпустил заявление, что его капитал первого уровня составляет около 10%, а текущий совокупный капитал превышает 15%, что комфортно удовлетворяет всем требованиям регулятора. «Менеджмент банка подчеркивает, что не планирует увеличения капитала», - говорится в сообщении. Переговоры о продаже российской «дочки» не ведутся, предупреждает Raiffeisen, а ее чистая прибыль в 2014 г. была значительно больше 300 млн евро.

«Даже если не будет продажи бизнеса, речь может идти о продаже кредитных портфелей, прежде всего розничных, - считает Александров. - Raiffeisen, как и все, пострадал из-за резкого ухудшения качества российских активов и просрочки, но одновременно должен гораздо строже местных банков следовать требованиям санкций».

«В нынешней ситуации наша кредитная политика не обеспечит прироста кредитного портфеля: кредитов будет выдаваться меньше, чем гаситься, т. е. он снижался бы в любом случае, вне зависимости от решений головной компании, - заявил «Ведомостям» предправления Райффайзенбанка Сергей Монин. - По сокращению сети конкретных планов тоже нет».

В четверг акции Raiffeisen выросли на 11%, сообщает FT, а котировки облигаций с погашением в 2023 и 2025 гг. в четверг вечером выросли до 61,5 и 65,6% соответственно.