Меры защиты: Секреты китайской кухни

Владимир Таланов, руководитель практики международного торгового права московского офиса адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Я согласен с тем, что в ВТО очень много мер технического регулирования, техрегламентов, стандартов, правил оценки соответствия. Но я не стал бы говорить, что это обязательно 18 000 барьеров. Скорее стоит говорить об уведомлениях. 18 000 мер разного рода, которые зачастую могут оказаться барьерами.

Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Учредители (данные ЕГРЮЛ): Николай Егоров, Илья Никифоров, Дмитрий Афанасьев. Выручка (2013 г., оценка The Lawyer) - 119,2 млн евро. Занимает 18-е место в рейтинге крупнейших юридических компаний Европы издания The Lawyer.

За примерами далеко ходить не надо. В условиях связанных тарифов я на практике наблюдаю очевидный и осязаемый интерес нашего бизнеса разобраться в этой теме подробнее. Бизнес, который, например, прекрасно ориентируется в мерах торговой защиты, зачастую не понимает, что инструментарий ВТО позволяет активно участвовать в разработке новых мер и разработке изменений мер технического регулирования. В том числе оспаривать, если какие-то меры в иностранных юрисдикциях нам кажутся излишними в рамках соглашения ВТО.

В органе по разрешению споров произошло несколько очень больших разбирательств, которые касались технических барьеров. Одна из самых горячих тем - спор по единообразной упаковке сигарет, которую предложила Австралия. Три ключевых производителя табачной продукции находятся в развитых странах: ЕС, Япония, США. Их правительства никогда бы репутационно не инициировали в ВТО спор, касающийся мер по ограничению табакокурения. А претензии по поводу повсеместного внедрения единообразной сигаретной пачки направили в ВТО Гондурас и Украина. Я не поленился и проверил: Украина ни одной сигареты отродясь не продавала в Австралию, по крайней мере по той статистике, которая опубликована. В дальнейшем к ним, конечно, присоединились Куба и Доминиканская Республика - страны, которые имеют непосредственное отношение к этой истории. То есть бизнесу не стоит отчаиваться: даже если государство недостаточно активно, по вашему мнению, представляет ваши интересы в ВТО, существует практика, когда можно инициировать такие споры на площадке других государств. Безусловно, с ними надо будет каким-то образом договариваться об этом.

В двух словах скажу о технических барьерах в торговле как механизмах, которые все чаще становятся предметом рассмотрения. Приведу пример из 2006 г., когда я первый раз попал на заседание комитета по техническим барьерам в торговле. Тогда Китай ввел регулирование, в соответствии с которым все газовые плиты, на которых готовится еда на кухне, должны оснащаться особой защитой против большого пламени. Такой защитой не обеспечены все плиты во всем мире, потому что никто на таком огне в домашних условиях не готовит. Безусловно, это огромные издержки для производителей. Китай тогда доказывал, что им это критично необходимо, чтобы можно было по традиционным китайским методикам готовить пищу, что это не излишний барьер, а необходимая мера. И эта мера до сих пор осталась. ЕС плюнул и не стал уже за это биться - несколько заседаний на комитете они пытались возмущаться, но дело на том и кончилось. Так что какие-то технические требования могут зачастую оказываться эффективными барьерами, если государство, которое эти меры вводит, сможет доказать или по крайней мере отстоять их обоснованность.

О спорах и претензиях, которые могут быть предъявлены России. Я посмотрел, какие претензии в течение первых 10 лет были к Китаю по техническим барьерам. Есть две категории: содержательная и процессуальная. С содержательной все достаточно просто и понятно: запрет дискриминации, технические требования не должны ограничивать торговлю более, чем это необходимо для охраны интересов государства, чтобы защитить жизнь и здоровье населения или информировать потребителя о качествах товара и его характеристиках. И второе - это процессуальная часть. У Китая за 10 лет было практически пополам претензий по содержанию регулирования - т. е. по закрытию рынка и по тому, как оно вводилось.

Система ВТО устроена таким образом, чтобы бизнес в конкретной стране имел максимум возможности получать информацию о любых изменениях технического регулирования в интересующей их сфере по всему миру и на каждый конкретный день проверять все рынки, которые его интересуют. Часто какой-то конкретный товар мы проверяем через базу данных ВТО, а потом бизнес сажает на еженедельный мониторинг специального человека.

Процессуально ВТО также позволяет вам участвовать, комментировать и оспаривать меры, которые вводятся. У меня было три случая, когда мы разрабатывали корректировки к иностранным техническим регламентам. Один из них был совсем безуспешным, во втором корректировки были учтены, а в третьем - полностью приняты.

И последнее, что я хотел сказать, - это стратегическое использование механизмов разрешения споров. ЕС прекрасно сформировал практику о применении статьи 19 в расследованиях по специальным защитным мерам. Поэтому, с одной стороны, мы действительно не должны использовать механизмы разрешения споров крайне широко. С другой - когда мы говорим о разрешении споров, общая стратегия определения целей, которых мы можем достичь, и практики, которую мы можем сформировать, должна быть выработана.