Суть дела: В контексте новых вызовов

Андрей Слепнев, член коллегии, министр по торговле Евразийской экономической комиссии

Я хотел бы привести некоторые цифры, которые мы получили по итогам двух лет участия России в ВТО. Что касается наших тарифных обязательств: наша средневзвешенная ставка пошлины снизилась с 9,1% в 2011 г. до 6,9% к 2014 г. Это достаточно серьезное снижение. Но, конечно, на все это наложился целый ряд факторов. Прежде всего, первый год участия России в ВТО совпал с восстановлением Таможенного союза и Единого экономического пространства. И, конечно, выполнение нами обязательств в рамках ВТО определенным образом нивелировало эффекты от евразийской интеграции.

Евразийская экономическая комиссия

Постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза. Основное назначение - обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. В составе ЕЭК представлены четыре страны: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

Второй важный момент - нарастание негативных тенденций в экономике. Экономический рост в этот период во всех странах существенно снизился. В России он снизился с 4,5 до почти 1% по итогам первого полугодия, в Белоруссии - с 2,9% более чем в 2 раза, существенное снижение произошло и в Казахстане. Наблюдается и тенденция девальвации.

Понятно, что эти факторы кратно превышают любые эффекты от имплементации обязательств по ВТО. Плюс еще эффект санкций. Так что проводить лабораторный анализ того, как выполнение обязательств и снижение тарифов в рамках присоединения России к ВТО повлияли на нашу экономику, - не в тренде сегодняшнего дня. Надо в целом смотреть на то, какова наша внешнеторговая политика и вообще наше отношение к ВТО в контексте новых вызовов.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) в целом привержена тщательному исполнению обязательств ВТО. Одновременно мы видим увеличивающийся объем споров и исков, который генерирует ЕЭК. Это зачастую является и отражением общеполитической атмосферы. Я бы сказал, что сегодня ВТО все в большей степени превращается в организацию, которая занимается урегулированием споров между входящими в нее государствами, явно ослабляя функцию лидерской организации, ведущей вперед мировую торговую систему. Соглашение о содействии торговле, которое все-таки было принято ВТО после многочисленных дебатов, - это, пожалуй, все, что смог нам дать многолетний Дохийский раунд. По всей видимости, теперь основным трендом будет развитие зон свободной торговли - крупных и мелких. И именно в рамках этого механизма и региональной интеграции будут решаться основные запросы государств по снижению барьеров, по выстраиванию связей.

Мы в этот тренд также включены. Недавно мы завершили переговоры с Вьетнамом о создании зоны свободной торговли. Остались еще многие технические вопросы, но мы рассчитываем, что удастся выйти на подписание в первой половине 2015 г. Так что в скором времени мы сможем полноценно презентовать это первое соглашение Евразийского союза о свободной торговле, обратив особое внимание на возможности, которые оно открывает для бизнеса в развитии связей не только с Вьетнамом, но и в целом с АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Новый фактор заключается в том, что помимо эрозии правил многосторонней торговой системы, неизбежно вызываемой многочисленными соглашениями о свободной торговле, все большее влияние начинает оказывать политический фактор. Мы видим этот эффект санкций, контрсанкций, всяких других ограничений, которые не имеют ничего общего с правилами свободной торговли, с правилами мировой торговой системы. И это также подрывает роль ВТО и усиливает скепсис в отношении ее регулирующей функции.

Нам важно учитывать все эти факторы в развитии экспорта российской промышленности и сельского хозяйства, в развитии экспорта других государств, входящих в Евразийский союз. И в качестве одного из основных инструментов мы рассматриваем наши проекты по соглашениям о свободной торговле. Помимо Вьетнама принято решение о совместных исследованиях с Индией и Израилем, которые, я надеюсь, мы проведем в 2015 г., а также о совместных исследованиях с Египтом. Сейчас мы активно отрабатываем и более широкий круг вопросов, включая анонсированную президентом Казахстана идею Каспийской зоны свободной торговли, поиск форматов взаимодействия с Европейским союзом, а также определенные шаги в отношении стран MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Венесуэла; ассоциированные члены - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу) и других стран латиноамериканского континента.