Суть дела: Времена изменились

По мере обострения экономического кризиса участие в ВТО становится для России менее актуальным: несырьевой экспорт сокращается из-за инвестиционного спада, растут протекционистские настроения, а использовать механизмы ВТО для оспаривания западных санкций вряд ли удастся
Denis Balibouse/ Reuters

Российская экономика от стагнации перешла к полноценному кризису. После нулевого роста в 2014 г. большинство экономистов прогнозируют спад на 4-5% по итогам наступившего года: инвестиции сокращаются, промышленное производство стагнирует, ослабление рубля создало проблемы предприятиям, работающим на импортных комплектующих и оборудовании, и лишь ненадолго помогло экспортерам - резервов для наращивания мощностей нет. Введенные западными странами санкции в отношении России ограничили возможности российских предприятий и банков по привлечению дешевого капитала из-за рубежа. При присоединении России к ВТО ни одно из сегодняшних негативных явлений не было предусмотрено даже в самых пессимистичных сценариях развития. ВТО - скорее инструмент, который страны-участницы могут использовать для активизации торговли, интеграции в глобальные цепочки поставок и, в конце концов, ускорения экономического роста. Сумеет ли Россия воспользоваться им в новых условиях?

Экономические кризисы были испытанием на прочность для правил ВТО и в развитых странах. Так, чтобы поддержать свои крупные предприятия в трудной финансовой ситуации, страны ЕС вводили защитные меры для промышленных товаров. Экономисты предупреждали о кризисе глобальной торговой системы, и впоследствии темпы роста мировой торговли действительно отстали от темпов восстановления мировой экономики. Тем не менее ВТО удалось доказать свою жизнеспособность: в конце прошлого года страны-участницы после более чем 10 лет переговоров в рамках так называемого Дохийского раунда добились подписания новых многосторонних соглашений. В течение года противоречия между крупнейшими странами, входящими в ВТО, мешали вступлению новых соглашений в силу, но к осени удалось преодолеть и это препятствие. США и Индия пришли к компромиссу, это позволит вскоре утвердить одну из ключевых договоренностей - об упрощении мировой торговли. Оно предполагает, что развивающиеся страны с невысоким качеством административного регулирования возьмут на себя обязательства по упрощению таможенных процедур и развитию необходимой инфраструктуры, чтобы облегчить приток товаров и доступ национальных экспортеров на международные рынки.

Россия по большому счету осталась в стороне от новых процессов в ВТО, признавал федеральный чиновник, участвовавший в переговорах: стандарты регулирования в России на уровне развитых стран, а упрощение процедур в развивающихся экономиках ей особой пользы не принесет - торговый оборот с такими странами невелик. Система многосторонней торговли с ВТО в центре уже не так эффективна, констатировал другой высокопоставленный российский чиновник в разговоре с «Ведомостями»: партнеры России по ВТО сами же пошли вразрез с ее идеологией, введя секторальные санкции, что показало слабость единых торговых правил.

ВТО в санкциях не помощница

Весь прошлый год западные страны усиливали санкции, обосновывая это отсутствием прогресса в мирном урегулировании украинского конфликта. После первых санкций в отношении российских юридических лиц и нескольких компаний и банков США и Евросоюз расширили список и ужесточили ограничения: к осени они коснулись крупнейших нефтяных компаний и государственных банков.

Россия называла западные санкции противоречащими правилам ВТО и, как заявлял премьер-министр Дмитрий Медведев, намеревалась оспорить их в органе ВТО по разрешению споров. РФ успела направить в ВТО официальное сообщение с указанием, что действия США нарушают обязательства страны, но жалоб ни на США, ни на ЕС пока так и не подала.

Экономические санкции по определению противоречат золотому правилу Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - принципу недискриминации в торговле, отмечает партнер King & Spalding Илья Рачков. Однако ГАТТ имеет весьма незначительное влияние на санкции, а все попытки государств - участников соглашения использовать систему ГАТТ или ВТО как средство оспаривания санкций оказывались безуспешными, указывает он. Многие государства, в отношении которых страны Запада вводили санкции, попросту не были на тот момент (а некоторые и до сих пор не являются) членами ГАТТ или ВТО. Но есть и более существенная причина: страны - участницы ГАТТ изначально договорились, что соглашение будет действовать в строго очерченных рамках и не станет использоваться в политических спорах между государствами.

Статья XXI ГАТТ перечисляет «исключения по соображениям безопасности», которые страны могут использовать, отступая от правил ВТО. Статья допускает действия стран, противоречащие принципу недискриминации в торговле, если речь идет о «существенных интересах» безопасности страны либо на такие шаги приходится идти в военное время или «в других чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях». Правда, точного определения таких чрезвычайных обстоятельств не существует и страны вольны толковать это понятие и использовать исключения на свое усмотрение, замечает Рачков. Именно на исключения по соображениям безопасности и сослались США, отвечая на сообщения России с претензиями к американским санкциям. Примерно такое же обоснование использовала и Россия при введении ответных мер - эмбарго на поставки отдельных продовольственных товаров из стран, которые ввели санкции или присоединились к ним. Согласно президентскому указу о введении ограничений на продовольственный импорт Россия руководствуется соображениями своей продовольственной безопасности.

Если экономические санкции не прикрывают протекционизм, между государствами - членами ВТО царит согласие: система ГАТТ/ВТО не является подходящей площадкой для разрешения споров о правомерности применения торговых мер в политических целях, резюмирует Рачков. Ни одна из стран, продукция которых подпала под российское эмбарго, также в ВТО пока не обращалась, хотя уже после введения российских ответных мер ее партнеры по ВТО начали очередной спор - из-за повышения тарифов на отдельные виды сельскохозяйственной и промышленной продукции.

Обязательства под вопросом

По мнению Евросоюза, в конце октября обратившегося с жалобой в орган по разрешению споров, Россия неправомерно сохраняет пошлины на некоторые товары более высокими, чем согласованный при присоединении уровень. К консультациям также пожелали присоединиться Украина, США, Япония и Индонезия. Если будет начато разбирательство с назначением третейской группы, партнерам России еще предстоит доказать, что она необоснованно сохранила высокие барьеры. Тем временем Минпромторг уже заявил о возможном повышении барьеров для импорта.

В мае Минпромторг обратился в Минэкономразвития с просьбой зарезервировать право России вступить в переговоры по пересмотру тарифных обязательств в ВТО после 1 января 2015 г., рассказывал замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Правилами ВТО предусмотрена возможность вести переговоры о пересмотре договоренностей по защите рынка раз в три года, ближайший трехлетний период как раз начнется с 2016 г. В июле российская делегация в ВТО выступила с соответствующим заявлением и тем самым обеспечила России возможность вести переговоры. В сентябре министр Денис Мантуров обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой поддержать намерение Минпромторга начать такие переговоры. Как позднее заявлял Евтухов, предложения Минпромторга получили «поддержку высшего политического руководства».

Помимо переговоров о пересмотре обязательств перед партнерами по ВТО Минпромторг предлагает поднять и те пошлины, которые в России и так ниже согласованного при присоединении уровня. По данным Всемирного банка, это около 1500 позиций. Основной импорт по ним приходится на промышленные машины и оборудование, а также комплектующие. Правда, и о таком повышении предстоит отдельно договариваться с партнерами по ВТО. Как правило, в ходе таких переговоров страна, которая хочет поднять пошлины, должна либо предоставить веское обоснование, либо предложить что-то взамен партнерам, для которых такое повышение будет чувствительным, указывает профессор РЭШ Наталья Волчкова.

Чтобы составить перечень продукции, которой может потребоваться дополнительная тарифная защита, Минпромторг опрашивает представителей компаний и бизнес-ассоциаций, рассказывал представитель министерства. Но в приоритетном порядке будут готовиться предложения по тем позициям, где тарифы ниже согласованных с ВТО.

Хотя сейчас обсуждаются программы импортозамещения в отдельных отраслях промышленности, эмбарго на импорт той или иной промышленной продукции по аналогии с продовольствием вводить не планируется, не раз уверяли чиновники правительства и Минэкономразвития. Импортозамещение надо проводить по тем продуктам, услугам, технологиям, которые мы способны произвести сами - и притом это разумно с точки зрения экономики, говорил вице-премьер Аркадий Дворкович в декабрьском интервью «Ведомостям»: «Бессмысленно бананы производить». И речь должна идти не только об импортозамещении, но и о новых возможностях, считает он: необходимо выбрать ключевые направления, по которым можно выйти на передовой уровень там, где этого еще просто в мире нет и ниша свободна. И наконец, еще одна составляющая - снижение барьеров, в том числе бюрократических, чтобы сократить издержки ведения бизнеса в России, считает вице-премьер.

Некому торговать

Поддержка несырьевого экспорта обсуждалась как одна из антикризисных мер: Минэкономразвития предложило предусмотреть субсидии для помощи в выходе на внешние рынки средних предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, а также упростить получение госгарантий по кредитам под экспортные контракты. Пока один из ключевых институтов поддержки экспорта так и не заработал, признает федеральный чиновник: Росэксимбанк перешел под контроль Агентства по страхованию экспорта («Эксар»), но капитала и полномочий организации все равно недостает. Пока не удалось продвинуться и с улучшением процедур для экспортеров. В 2012 г. была утверждена дорожная карта Агентства стратегических инициатив по поддержке доступа на зарубежные рынки, с тех пор она корректировалась, но в рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия по-прежнему занимает 155-е место из 189: по оценкам экспертов Всемирного банка, чтобы отправить стандартный контейнер на экспорт, небольшому российскому предприятию требуется в среднем 21 день, девять документов и $2400, а в Сингапуре - лидере по качеству процедур для экспортеров - достаточно шести дней, трех документов и $460.

В стоимости российского экспорта примерно две трети занимают нефть, нефтепродукты и природный газ, а нетопливный экспорт продолжал стагнировать в конце 2014 г., несмотря на фору, предоставленную девальвацией, и ждать существенного ускорения темпов его роста не приходится, констатирует Сергей Пухов из Центра развития ВШЭ.

Экспортные проблемы в ближайшее время могут возникнуть не только у предприятий сырьевых отраслей, но и у химической и металлургической промышленности, а также оборонного сегмента в машиностроении, прогнозирует Центр конъюнктурных исследований ВШЭ. Санкции вызвали ограничение российского экспорта и привели к частичному уходу с отечественного промышленного рынка западных инвесторов, причем не только со своими деньгами, но и со своими технологиями и менеджментом. В условиях санкций растут и транзакционные издержки при расчетах за приобретаемое импортное оборудование. Опрос предприятий показал, что в 2015 г. промышленники ожидают снижения спроса на свою продукцию, в том числе внешнего.

Инвестиции в основной капитал, по оценкам Центра развития, за 2014 г. сократились на 3%. А при чрезвычайно высокой стоимости кредита, низкой рентабельности и закрытых внешних рынках дешевого финансирования в 2015 г. инвестиционный спад продолжится, отмечают эксперты центра. При такой динамике инвестиций говорить о внешней экспансии российских компаний не приходится.