«АвтоВАЗ» вернул дилерам отсрочку

Андрей Махонин/ Ведомости

«АвтоВАЗ», который в январе перевел своих дилеров на 100%-ную предоплату, в феврале все же вернул отсрочку, рассказали «Ведомостям» три дилера Lada. Она будет действовать наряду с предоплатой, по которой с февраля дилерам разрешается оплачивать заказ не сразу, а частями.

Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Два дилера говорят, что будут работать с использованием обеих схем, выкупая по предоплате только наиболее востребованные модели «АвтоВАЗа». «Мы все автомобили Lada будем приобретать по предоплате», - замечает третий дилер. При отсрочке максимальная маржа (скидка на закупаемые машины) у «АвтоВАЗа» составляет 6%, а по предоплате - 10%, объясняет он. По его мнению, отсрочку выберут те дилеры, у кого наиболее сложная финансовая ситуация.

В условиях падающего рынка и высоких кредитных ставок, а также неопределенности с курсом валют и уровнем инфляции «АвтоВАЗ» ведет себя гибко, учитывая изменение условий работы различных дилеров, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Такой подход поможет заводу обеспечить максимально возможные продажи при сегодняшнем слабом рынке, добавляет он. По его оценке, в 2015 г. общие продажи легковых автомобилей в России могут упасть на 20-40%. У «АвтоВАЗа» результат, скорее всего, будет лучше рынка благодаря девальвации рубля, думает Удалов. В прошлом году продажи Lada в России упали на 15% до 387 307 шт., а весь рынок сократился на 10,3% до 2,49 млн шт., гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.

Ранее президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков отмечал, что «АвтоВАЗ», переведя своих дилеров на предоплату в январе, удачно воспользовался тем, что они после ажиотажного спроса в ноябре - декабре смогли распродать склады.

Предоплата для «АвтоВАЗа» выгоднее, но завод понимает, что при этом могут пострадать продажи, поэтому и вернул дилерам отсрочку, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Если «АвтоВАЗ» не будет поддерживать продажи, то ему придется сокращать расходы, в том числе снижая численность персонала, продолжает он. Недавно «АвтоВАЗ» уже объявил о планируемом сокращении численности на 1100 человек (всего на предприятии 52 000 сотрудников). Потенциал же снижения цен поставщиков практически исчерпан, добавляет Беспалов.