Цифра недели: 15%

Денис Абрамов/ Ведомости

«Да как же тебя понять, коли ты не говоришь ничего?!» - удивлялся Иван Грозный в ответ на попытки режиссера Якина объясниться с ним на якобы древнерусском (из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»). Вот так и рынок вместе с экономистами порой не может понять политики ЦБ - регулятор или молчит, или ограничивается скупыми заявлениями.

Решение Центробанка снизить ключевую ставку до 15% было почти единогласно раскритиковано экономистами. Аргументов было много, один из ключевых - политика ЦБ становится непонятной. А в кризис она должна быть максимально ясной для рынка, иначе лишь добавит неуверенности.

Можно спорить о правильности или ошибочности решения ЦБ, рисках или, наоборот, возможностях, которое оно создает. Очевидно одно: чем более неожиданно или спорно действует регулятор, тем больше усилий он должен предпринять, чтобы разъяснить свою позицию. Публикации официального сообщения на сайте ЦБ и интервью «России 24» недостаточно.

Поучиться можно у мировых центробанков. Председатели ФРС и ЕЦБ после заседания директоров проводят пресс-конференцию, на которой объясняют причины принятия решения, делятся прогнозами не только по экономике, но и по политике регуляторов. ФРС в кризис сократила срок публикации протоколов заседаний, из которых еще более ясной становится позиция ФРС и ее директоров. Директора не боятся делиться своими прогнозами изменения ставок, часто их позиция не совпадает с решениями регулятора. Они дают долгосрочные прогнозы изменения ставки. А рынок может судить, как скоро может измениться политика регулятора, исходя из позиции директоров.

Но в России власти предпочитают все решать за закрытыми дверями. Ни в коем случае не рассказывают о разногласиях. Хотя исключения были. Высший арбитражный суд вел онлайн-трансляцию заседаний президиума, чтобы бизнес понимал, насколько устойчива позиция президиума, многие ли судьи были не согласны с ней, может ли она поменяться и какие споры идут в ВАС. Традиция в судебной системе не прижилась.

Рынками правят настроения. А чтобы управлять настроениями, необходимо общаться. Молчание или скупые, непонятные, неочевидные объяснения - это неизвестность, она-то и пугает больше всего. Наглядный пример цены такого молчания - no comment ЦБ в осенней новости Bloomberg о том, что регулятор обсуждает введение временных ограничений на движение капитала. Зато после публикации новости и ЦБ, и власти всех уровней - вплоть до премьера и президента - надавали комментариев на полное собрание сочинений, что такая возможность не обсуждается, и до сих пор вынуждены оправдываться. Рынок, правда, уже отыграл этот no comment - он заложен в падении рубля, котировок, оттоке капитала. И до сих пор отыгрывает.

В России у государства и ЦБ нет опыта активной коммуникации с обществом и рынками. Возможно, пора учиться - например, нанять для этого пусть и дорогих, но опытных PR-консультантов. А для начала нужно понять, что рынками - да и людьми - нельзя эффективно управлять, если не уметь с ними эффективно общаться.