BT и EE изменят рынок связи в Европе

Приобретение корпорацией BT крупнейшего в Великобритании сотового оператора EE за 12,5 млрд фунтов было спланирована
Simon Dawson/ Bloomberg

Сделка по приобретению корпорацией BT крупнейшего в Великобритании сотового оператора EE за 12,5 млрд фунтов была спланирована в Бонне, одобрена в Париже и завершена в Лондоне. Однако ее последствия коснутся всей Европы.

Покупая EE у компаний Deutsche Telekom и Orange, BT становится крупным игроком на британском рынке сотовой связи. У нее появляется порядка 24 млн мобильных абонентов - потенциальных покупателей комплексных пакетов услуг, включая услуги широкополосного доступа и платного телевидения. Кроме того, BT будет проще перевести все свои продукты и сервисы на единую платформу на базе интернет-технологий.

Аналитики из Enders полагают, что стратегия перекрестных продаж услуг фиксированной и мобильной телефонии вряд ли будет особенно успешной в Великобритании, однако BT определенно получит выгоду от объединения крупнейших телефонных операторов под общим брендом и на базе единой сети.

BT также сможет более тесно сотрудничать с корпорацией Deutsche Telekom, которая будет контролировать 12% объединенной компании. Тим Хеттгес, генеральный директор Deutsche Telekom, войдет в совет директоров BT. В то же время для Orange сделка с BT означает в первую очередь возможность пополнить запас наличности.

Некоторые аналитики расценивают инвестицию Deutsche Telekom как шаг к будущей интеграции с BT. Ожидается, что со временем европейский телекоммуникационный рынок консолидируется. Не исключается и слияние BT с Deutsche Telekom, хотя и не в ближайшее время: в течение полутора лет немецкая компания не сможет покупать или продавать акции.

Инициатива сделки исходила от Deutsche Telekom. Прошлым летом стало очевидно, что наладить партнерство, позволяющее BT использовать мобильную сеть EE, довольно сложно. Команда, возглавляемая Торстеном Лангхаймом, директором Deutsche Telekom по слияниям и поглощениям, начала переговоры с генеральным директором BT Гэвином Паттерсоном о возможной продаже EE. Затем к переговорам были привлечены представители Orange. Осенью ситуация для переговорщиков осложнилась - заинтересованность в активах EE проявила испанская Telefonica. В начале декабря, когда совет директоров BT одобрил сделку, генеральный директор Telefonica Сесар Альерта прилетел в Лондон в надежде перехватить инициативу, но его попытка была неудачной. Советы директоров BT, Deutsche Telekom и EE наконец пришли к соглашению, и 15 декабря стороны объявили о заключении между ними сделки. Спустя несколько недель Telefonica нашла альтернативный путь на британский рынок сотовой связи, купив у гонконгской Hutchison Whampoa британские активы оператора Three. Проведенная BT проверка благонадежности финансового состояния EE, по словам информированных источников, не выявила никаких проблем, и участники сделки сфокусировались на получении одобрения со стороны регуляторов.

FT, 5.02.2015, Александр Силонов