В Театре ан дер Вин поставлены «Чужестранка» Беллини и «Слепые» Леры Ауэрбах

Компания, основанная либреттистом Моцарта, любит эффектные контрасты
Белорусский тенор Владимир Дмитрук вкушает славу у ног знаменитой примадонны бельканто Эдиты Груберовой/ Monika Rittershaus

Чужестранка» Винченцо Беллини – не самый частый гость в оперных театрах мира, ей не стоит соревноваться в популярности ни с «Нормой», ни с «Сомнамбулой», ни с «Пуританами». В России, например, опера впервые прозвучала лишь в прошлом году, в концертном исполнении с Патрицией Чьофи. Но венскому Театру ан дер Вин не привыкать к сложному репертуару (а ставить редко играемое только на первый взгляд проще, чем ставить хиты). «Чужестранку» представили в режиссуре Кристофа Лоя, прежде ее показали в Цюрихе.

Лой здесь мало похож на себя прежнего, мастера изящных трактовок и отточенных мизансцен. Он словно застрял между психологией и действием, так и не преодолев слабостей либретто, созданного по роману Виктора д’Арлинкура, бестселлеру эпохи романтизма. Коллизии шекспировского по духу сюжета (свадьба под угрозой, неверная оценка ситуации едва не приводит к напрасной гибели) порой могут показаться современному слушателю недостаточно проработанными, иные повороты выспренными, а само понимание Чужого / Чужой слишком бедным по сравнению с развившим эту тему экзистенциализмом.

Главный упор сделан на исполнение – симфонический оркестр Венского радио подтвердил, что дирижер Паоло Аривабени, возглавляющий Королевскую оперу в Льеже, не зря считается специалистом по итальянским композиторам XIX в. (впрочем, еще и по Вагнеру и Мусоргскому).

Австрийский театр впервые отказался от концепции «одной звезды» и сделал фактически два спектакля под одним названием. С самого начала публике предлагали смотреть обе премьеры. В одной «Чужестранке» заглавную партию поет Эдита Груберова, в другой – немецкое колоратурное сопрано Марлис Петерсен. И партнеры у них разные: с Груберовой графа Артура поет Дарио Шмунк, с Петерсен – Норман Райнхардт.

Груберова остается большим мастером, хотя, вероятно, «Чужестранка» – последняя главная партия в ее карьере. Голос же Петерсен находится в расцвете, ценители бельканто не нарадуются на своего кумира. Не зря для радиотрансляции, жанра, почти забытого в России, избрали спектакль с немкой. Так театр обозначил собственные приоритеты.

Осбурга в Вене поет Владимир Дмитрук, белорусский тенор, учившийся в Петербургской консерватории, победитель конкурса Ирины Богачевой. В прошлом году он стал членом Молодежного ансамбля Театра ан дер Вин, выпускающего свои спектакли на Камерной сцене.

Дело Папагено

Театр ан дер Вин основал в 1801 г. либреттист «Волшебной флейты» Моцарта – драматург, певец и импресарио Эммануэль Шиканедер. Ныне театр сохраняет разносторонность, присущую было его учредителю. В репертуаре Молодежного ансамбля, к примеру, – и «Евгений Онегин» Чайковского, и найденная в архивах опера учителя Сальери Гасмана Gli uccellatori.

Последняя здесь премьера – «Слепые» Леры Ауэрбах. Почти четверть века назад композитор из Челябинска осталась в Америке, в последнее время ее много ставят в Европе. Опера по пьесе Метерлинка написана для исполнения a capella, что редкость сегодня. В отличие от недавнего спектакля московского Музыкального театра имени Станиславского (там «Слепых» готовили режиссер Дмитрий Белянушкин и дирижер Феликс Коробов), в Вене отказались от режиссуры, по крайней мере, в программке имя постановщика не указано. Тем не менее работа осветителей не сводится к простому миганию софитов, а облаченные в черное хористы хора Арнольда Шенберга не только поют, но и двигаются. Мизансценами занимался руководитель хора Эрвин Ортнер, он же и дирижировал премьерой; на последних представлениях его заменил Жорди Казальс.

В этом минимализме есть своя эстетика, возможно, с гораздо более сильным воздействием на зрителя, чем предполагала администрация театра. Перед началом спектакля руководитель Камерной оперы Себастьян Шварц предлагает публике воспользоваться очками для сна, какие раздают в самолете, – их дают и перед началом «Слепых», чтобы лучше прочувствовать музыку. На других спектаклях театра, говорит Шварц, они не понадобятся.

Скоро в этом смогут убедиться москвичи: в конце июня венцы должны выступить в Большом театре. На Новой сцене покажут «Ринальдо» Генделя под управлением Рубена Дубровского. Премьера в Вене прошла в декабре прошлого года, Дмитрук пел Готфрида.

Вена