Илья Щербович докупил цинка

Е.Разумный/ Ведомости

В последние несколько лет рынок цинка находился под давлением из-за перепроизводства, поэтому цены на металл падали до $1800 за тонну в 2010 г. с более чем $2500, говорит аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. Но по итогам 2016 г. ожидается дефицит цинка в мире из-за сокращения производства в Китае и истощения месторождений в Австралии. С учетом того что спрос в России на цинк снижается из-за сокращения производства автомобилей, а в мире растет, сейчас оптимальный момент, чтобы дешево купить отечественный актив. Эта инвестиция на два-три года, считает аналитик.

Компания UCP Resources под управлением Ильи Щербовича и его партнеров увеличила долю в Челябинском цинковом заводе (ЧЦЗ) выше блокпакета – до 26,95%, следует из раскрытия UCP Resources на бирже. Ранее ей принадлежало 22,43% акций.

Собеседник «Ведомостей», близкий к ЧЦЗ, говорит, что завод не получал уведомлений от других акционеров – NF Holdings B.V. и Atonline Limited – о том, что их доли уменьшились. Поэтому в ЧЦЗ считают, что уменьшилось количество акций в свободном обращении с 8,57 до 4,05%.

Для UCP инвестиция в ЧЦЗ портфельная, отметил представитель компании. На увеличение доли до блокпакета было получено разрешение ФАС, отметил он. UCP стала акционером ЧЦЗ в начале 2014 г., скупив на рынке 15,5% предприятия. В январе компания увеличила долю в ЧЦЗ на 6,9%, сейчас – еще на 4,52%. Согласно данным биржи, 29 января и 3 февраля объем торгов был аномально высоким – владельцев сменили 13,8 и 11,2% акций ЧЦЗ соответственно. В случае если покупка проходила в эти дни на Московской бирже, то UCP могла отдать за 4,52% акций около 1 млрд руб.

Капитализация ЧЦЗ на 18.00 мск в понедельник на Московской бирже была 24,7 млрд руб. Так дорого компания не стоила никогда. Предыдущий пик был при размещении в марте 2008 г. – тогда ЧЦЗ стоил 16,3 млрд руб.

ЧЦЗ – крупнейший в России производитель цинка (в 2013 г. – 166 000 т), его доля на мировом рынке – 2%. В 2013 г. 78% продаж ЧЦЗ приходилось на российских покупателей.

В России производство автомобилей в 2015 г. может упасть на 10–15%, по оценке «Автостата». На мировом рынке дефицит цинка увеличивается. Так что у ЧЦЗ есть возможность переориентировать поставки. В 2014 г. цены на цинк выросли до трехлетнего максимума (вчера на LME тонна цинка стоила $2150).