РЖД нужно 50 млрд руб. на пригородные перевозки
Чтобы сделать пригородные перевозки безубыточнымиЧтобы сбалансировать работу пригородных пассажирских компаний (ППК), РЖД нужно 50 млрд руб., рассказал начальник департамента монополии Геннадий Верховых (его слова передал «Интерфакс»). Расчет простой: расходы всех ППК - 100 млрд руб., доходы - 50 млрд руб. Для компенсации недостающей суммы 25 млрд руб. монополия получит в виде субсидии из федерального бюджета. Еще около 23 млрд руб. будут обеспечены следующим способом: 8,3 млрд руб. - региональные субсидии, 8 млрд руб. - 99%-ная скидка на инфраструктурный тариф (с 2015 г. была 75%) и 6,5 млрд руб. - отмена налога на добавленную стоимость (НДС) для ППК.
Схема дополнительного финансирования обсуждается в правительстве, заявили «Ведомостям» представители Минэкономразвития и РЖД. В прошлый вторник вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что деньги на компенсацию льготной ставки тарифа можно выделить из антикризисного фонда.
Всего в России работает 25 ППК, но, по данным РЖД, только 11 ППК имели «положительный финансовый результат». Прогнозируемые убытки на 2015 г. - более 20 млрд руб., сообщает РЖД. Возврат льготной ставки за пользование инфраструктурой, нулевой НДС и субсидии в 8,3 млрд руб. от регионов позволят ППК стать безубыточными, обещает монополия.
Дополнительные субсидии помогут вернуть отмененные электрички, но глобально проблему не решат, уверен гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Проблема решится, когда РЖД передаст электрички в капитал ППК, структура расходов станет более прозрачной и регионы будут полностью компенсировать ППК убыточные перевозки, считает эксперт. В письме РЖД от 6 февраля говорится, что имущество почти передано в «Омск-пригород» (51% - у РЖД, остальное - у Омской области), «Экспресс-пригород» (51% - у РЖД, остальное - у Новосибирска и области).
В 2012-2014 гг. 80% расходов ППК - это плата за пользование подвижным составом, его обслуживание и ремонт, управление и эксплуатацию, платежи по договорам с РЖД, сообщала Счетная палата. Но у регионов, которые устанавливают тарифы на пригородные перевозки, нет возможности «перепроверить тарифную составляющую на инфраструктуру, аренду и ремонт», отметил аудитор Валерий Богомолов. Сумма некомпенсированных потерь ППК в 2014 г. - 6,4 млрд руб., сообщила РЖД.
Методика определения платы за перевозки и предложения, как обязать регионы компенсировать убытки ППК, описаны в плане развития пригородных перевозок до 2030 г. Регионы и ППК должны заключить соглашения на 15 лет, которые устанавливают количество пассажиров и размер субсидий. Но такие соглашения есть только с 47 регионами.