РЖД нужно 50 млрд руб. на пригородные перевозки

Чтобы сделать пригородные перевозки безубыточными
Максим Стулов/ Ведомости

Чтобы сбалансировать работу пригородных пассажирских компаний (ППК), РЖД нужно 50 млрд руб., рассказал начальник департамента монополии Геннадий Верховых (его слова передал «Интерфакс»). Расчет простой: расходы всех ППК - 100 млрд руб., доходы - 50 млрд руб. Для компенсации недостающей суммы 25 млрд руб. монополия получит в виде субсидии из федерального бюджета. Еще около 23 млрд руб. будут обеспечены следующим способом: 8,3 млрд руб. - региональные субсидии, 8 млрд руб. - 99%-ная скидка на инфраструктурный тариф (с 2015 г. была 75%) и 6,5 млрд руб. - отмена налога на добавленную стоимость (НДС) для ППК.

Схема дополнительного финансирования обсуждается в правительстве, заявили «Ведомостям» представители Минэкономразвития и РЖД. В прошлый вторник вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что деньги на компенсацию льготной ставки тарифа можно выделить из антикризисного фонда.

Всего в России работает 25 ППК, но, по данным РЖД, только 11 ППК имели «положительный финансовый результат». Прогнозируемые убытки на 2015 г. - более 20 млрд руб., сообщает РЖД. Возврат льготной ставки за пользование инфраструктурой, нулевой НДС и субсидии в 8,3 млрд руб. от регионов позволят ППК стать безубыточными, обещает монополия.

Дополнительные субсидии помогут вернуть отмененные электрички, но глобально проблему не решат, уверен гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Проблема решится, когда РЖД передаст электрички в капитал ППК, структура расходов станет более прозрачной и регионы будут полностью компенсировать ППК убыточные перевозки, считает эксперт. В письме РЖД от 6 февраля говорится, что имущество почти передано в «Омск-пригород» (51% - у РЖД, остальное - у Омской области), «Экспресс-пригород» (51% - у РЖД, остальное - у Новосибирска и области).

В 2012-2014 гг. 80% расходов ППК - это плата за пользование подвижным составом, его обслуживание и ремонт, управление и эксплуатацию, платежи по договорам с РЖД, сообщала Счетная палата. Но у регионов, которые устанавливают тарифы на пригородные перевозки, нет возможности «перепроверить тарифную составляющую на инфраструктуру, аренду и ремонт», отметил аудитор Валерий Богомолов. Сумма некомпенсированных потерь ППК в 2014 г. - 6,4 млрд руб., сообщила РЖД.

Методика определения платы за перевозки и предложения, как обязать регионы компенсировать убытки ППК, описаны в плане развития пригородных перевозок до 2030 г. Регионы и ППК должны заключить соглашения на 15 лет, которые устанавливают количество пассажиров и размер субсидий. Но такие соглашения есть только с 47 регионами.