Автомобили остались в запасе

В январе продажи некоторых марок автомобилей сократились в разы/ Е. Разумный/ Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе 2015 г. сократились на 24,4% до 115 390 автомобилей, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. «Если в декабре у многих производителей была веселая вечеринка, то в январе, как следствие, наступило горькое похмелье», - приводятся в сообщении слова председателя комитета Йорга Шрайбера.

В декабре 2014 г. продажи новых автомобилей выросли на 2,4% - этому способствовало резкое обесценение рубля и предполагаемое подорожание автомобилей. Часть декабрьских контрактований засчитана как продажи в январе: без этого фактора реальное сокращение продаж доходит до 50%, рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры двух дилерских компаний. Декабрьские контракты с поставкой в январе повлияли на продажи в этом месяце, соглашается директор автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. По его оценкам, в дальнейшем падение продаж только усилится.

Лидеры и аутсайдеры

Несмотря на общее снижение рынка, некоторым компаниям удалось показать рост продаж: Hyundai прибавила 15%, Kia - 1%, Skoda - 8%, Mercedes-Benz - 17%, Infiniti - 46%, Porsche - 54%. Наибольшее падение - 80% - у Honda и Chery.

Продажи января уменьшились на 25-30% относительно аналогичного периода прошлого года, рассказывает директор дилерского центра BMW компании «Авилон автомобильная группа» Евгений Королев. ГК «Автоспеццентр» (АСЦ) в январе 2015 г. без учета предзаказов и сделок, оформленных в декабре, продала на 16% меньше, чем годом ранее, указывает директор по продажам дивизионов «Эла» и «Премиум» компании Александр Зиновьев. Прогноз падения до 30-50% не оправдался благодаря повышенному покупательскому спросу в период новогодних каникул, добавляет он: «Но к середине месяца, когда стоки были распроданы, ажиотаж прошел - спрос на модели 2015 г., предлагаемые по новым ценам, небольшой».

Шрайбер подтверждает: особенность нынешней ситуации в том, что запасы автомобилей производства 2014 г. по низкой цене почти распроданы намного раньше, чем обычно. Тогда как, следуя колебаниям курса, цены на автомобили этого года увеличились намного больше, чем обычно, продолжает он.

Изменение цен на рынке еще не закончилось, уверяет Шрайбер. С ним соглашается директор дилерского центра «Jaguar Land Rover Ясенево» «Рольфа» Татьяна Форнасова: рынок находится в верхней точке своего снижения, скорость его движения вниз будет нарастать. Причины - дальнейшее повышение цен производителями, чтобы нивелировать убытки от девальвации рубля, и отсутствие эффективных мер поддержки спроса (например, субсидирование автокредитов), объясняет она. Больше всего в этом году может пострадать сегмент импортных автомобилей, считает Литвиненко. По прогнозу PwC (не учитывает LCV), продажи новых легковых автомобилей в 2015 г. сократятся на 35% до 1,52 млн шт., при этом российских - на 10% до 370 000 шт., а импортных - на 55% до 290 000 (подробнее см. график).

Текущая ситуация может стимулировать большую локализацию производства, но важным условием здесь выступает наличие спроса, считает Литвиненко. Производители с возможностями локальной сборки получают преимущество, соглашается Королев: «Поэтому сейчас дилеры берут предзаказы на иномарки, формируя большую часть своего стока за счет автомобилей локальной сборки». В январе рост цен на модели, собираемые в России, оказался не таким значительным, как на ввозимые иномарки: 10-15% против 20-40%, отмечает тенденцию зампредседателя правления АСЦ Валерий Макаев.