Московские власти могут поднять МГТС плату за аренду подземных коммуникаций

Сейчас расчеты идут по амортизационной стоимости
МГТС платит слишком мало за использование подземных коммуникаций, принадлежащих Москве, считает столичное правительство/ С. Николаев/ Ведомости

Департамент информационных технологий (ДИТ) мэрии Москвы хочет отменить льготы, которые МГТС получает при аренде построенной или реконструированной за счет городского бюджета кабельной канализации. Это следует из проекта постановления правительства Москвы, опубликованного на сайте департамента. Для этого ДИТ предлагает отменить другое постановление, изданное в 2003 г., по которому принадлежащая городу телефонная канализация, колодцы и линии должны сдаваться в аренду МГТС. При этом компания должна лишь компенсировать городу строительство коммуникаций: ежегодный размер арендной платы определяется как размер годовой амортизации сдаваемой инфраструктуры. Также постановление 12-летней давности предписывает передавать в собственность МГТС новую канализацию взамен ликвидированной в ходе строительных работ, которые ведутся за счет городского бюджета.

Из документа 2003 г. следует, что инфраструктура передается именно МГТС из-за «функциональной принадлежности» канализации. С момента принятия этого распоряжения обстоятельства, из которых исходило правительство Москвы, существенно изменились, говорится в пояснительной записке к проекту нового. В частности, преференции, которые город дает МГТС, нарушают закон «О защите конкуренции», принятый в 2006 г., считают авторы проекта. Низкая арендная плата и преимущественный порядок компенсации потерь при ликвидации и переносе сооружений связи дают МГТС преимущество по сравнению с другими участниками рынка, считают они.

Проект постановления направлен на отмену исторически сложившихся нерыночных преференций в пользу одной из компаний связи, говорит представитель ДИТа Елена Новикова. Это одна из мер по повышению качества управления городским ресурсом в области телекоммуникационной канализации, уверяет она. К сожалению, долгое время этому вопросу не уделялось достаточного внимания, поэтому нужно время, чтобы провести аудит, проанализировать заключенные договоры и предложить операторам недискриминационный доступ к городской канализации по единым понятным тарифам, отмечает Новикова. Сколько МГТС платит Москве за аренду канализации и сколько объектов связи, построенных за счет городского бюджета, было передано МГТС в виде компенсаций, она сказать затруднилась.

Опрошенные «Ведомостями» участники московского рынка связи не смогли оценить, насколько вырастут расходы МГТС из-за возможного изменения ставок аренды и отмены компенсаций. Срок амортизации асбестоцементных труб, по которым прокладываются кабели связи, - 15 лет, рассказывает один из них. Стоимость амортизации старой канализации, а следовательно, и нынешняя арендная ставка для МГТС может быть нулевой, считает человек, знакомый с менеджерами нескольких компаний фиксированной связи.

Постановление 2003 г. позволяло МГТС пользоваться канализацией фактически по стоимости амортизации, а сама она пересдает места в ней в аренду другим операторам уже по рыночным ценам, замечает источник в правительстве Москвы. Речь не идет о том, чтобы отнять что-то у МГТС, однако случаи неправомерного использования или самозахвата участков канализации, принадлежащих городу, будут детально разбираться в ходе создания реестра городской канализации, обещает он.

В 2013 г. выручка МГТС от сдачи в аренду мест в кабельной канализации составила немногим менее 4,49 млрд руб., следует из жалобы, направленной в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) конкурирующим с ней оператором «Комкор». Если эта цифра верна (а «Комкор» писал в жалобе, что опирается на материалы самой МГТС), то получается, что сдача объектов в аренду принесла МГТС в позапрошлом году 11,4% всей ее консолидированной выручки.

«Акадо» поддерживает инициативу ДИТа, альтернативой МГТС может стать муниципальная структура, которая будет сдавать канализацию в аренду операторам по регулируемым государством тарифам, говорит представитель группы компаний «Акадо» Денис Рычка. Поддерживает «Акадо» и принятие федерального закона о недискриминационном доступе к инфраструктуре - за его выполнением могла бы следить ФАС, считает он. В нынешних условиях некоторые операторы могут пользоваться своим доминирующим положением на рынке, например отдавая в аренду канализационные сети, доставшиеся им в наследство с советских времен, и при этом выставлять операторам-арендаторам обременительные условия, сетует Рычка.

Само по себе лишение МГТС преференций по тарифам на канализацию никак не улучшит положение других участников рынка, уверен гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Сейчас аренда 1 м канализации МГТС стоит более 5 руб. в месяц, а у казенного предприятия «Межотраслевой производственно-технический центр», подчиняющегося мэрии Москвы, - 4,5 руб., отмечает он. Если цель городских властей - увеличение доходов от сдачи канализации в аренду, нет уверенности, что городские тарифы не превысят тарифы МГТС, опасается Мирзабеков. Такое развитие событий кроме всего прочего точно не будет способствовать переносу в канализацию воздушных линий связи, добавляет он.

Подземная монополия

80% такая доля московской кабельной канализации находится под контролем МГТС, следует из жалобы «Комкора» (входит в группу компаний «Акадо»), направленной в ФАС в октябре 2014 г.

Вопрос о переносе воздушных линий под землю московские чиновники и операторы обсуждают не первый год. Ранее вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России Михаил Силин оценивал стоимость такого переноса примерно в $2 млрд.

«Вымпелком» рассчитывает, что предлагаемые ДИТом изменения снизят стоимость аренды канализации для операторов и в конечном итоге позитивно скажутся на качестве услуг для абонентов, надеется его представитель Анна Айбашева.

МГТС приветствует любые инициативы, направленные на развитие конкуренции, говорит представитель МГТС Татьяна Мартьянова. Она напоминает, что по закону «О связи» при переносе или переустройстве сооружений связи в зоне строительства и реконструкции зданий убытки операторам могут быть компенсированы как аналогичными сооружениями, так и деньгами. Правительство Москвы может перейти на денежную компенсацию - это логично и в перспективе может сократить затраты городского бюджета, считает Мартьянова.