Банки: Чего ждать от регулятора

Российский банковский сектор проходит тест на жизнеспособность. За 10 месяцев операционный результат вырос на 22% по сравнению с тем же периодом прошлого года и превысил 1,5 трлн руб. Банки отправили в резервы на нетто-основе 800 млрд руб., за аналогичный период прошлого года - 444 млрд.

Отчисления в резервы увеличиваются, поскольку замедление экономики уже начало влиять на заемщиков. Кроме того, Банк России регулятивно мотивирует банки резервировать непрофильные активы. На балансах некоторых банков до сих пор есть подарки с 2008 г., с которыми они никак не могут расстаться: заемщики, которые не ведут реальной деятельности, однодневки, технические компании или инвестпроекты, которые не генерируют денежный поток. Именно такие активы, по мнению Банка России, требуют более консервативного резервирования.

Михаил Ковригин

В августе 2013 г. назначен директором департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России. До этого назначения исполнял обязанности директора департамента банковского надзора Банка России.

Шаги Банка России известны банкам заранее, все изменения регулирования обсуждаются с ними. Правда, банкиры не всегда внимательно знакомятся с проектами нормативных актов и не отслеживают их вступление в силу.

Две ситуации, которые категорически не устраивают ЦБ: хроническая финансовая неустойчивость банка и его вовлеченность в сомнительные операции. Рано или поздно такие банки с рынка уйдут. У банков есть все необходимые инструменты, чтобы избегать вовлеченности в сомнительные операции. Все зависит от руководства и собственников. Финансовая неустойчивость - более сложная проблема. Крайняя ситуация, когда ее подрывают именно решения собственников и менеджмента. Они скрывают информацию, фальсифицируют отчетность. Это то, что АСВ называет криминальным банкротством. Решение, по мнению ЦБ, только одно - неотвратимая уголовная ответственность для этих лиц.

Чего регулятор ждет от ответственного собственника? Заботы о банке, помноженной на понимание стратегии его развития. Можно банк развивать, значит, нужен капитал. Можно готовить бизнес к продаже, искать партнеров для слияния. Разные ситуации возможны, но должно быть видение развития банка. Мне же кажется, что у собственников многих банков нет понимания, куда они движутся.

Чего ждать банкам от регулятора? Мы хотели бы концентрироваться на наиболее существенных рисках. Внимание будем уделять традиционным вопросам: качество активов, концентрация рисков, управление ликвидностью и, конечно, процентная политика по вкладам. Также будет мониторинг ставок по потребительским кредитам. Одновременно в надзоре акцент делается на диалоге с банками и превентивных мерах, в том числе с теми, кто столкнулся с финансовыми трудностями. Но есть условие - полная транспарентность.