Серия вооруженных конфликтов привела к усилению цензуры

Власти ограничивают распространение информации непропорционально исходящим от журналистов угрозам

Вооруженные конфликты негативно отразились на свободе прессы и высказываний. Пропагандистская война между Россией и Украиной обернулась изменением отношения к журналистам. Государство и общество воспринимают их как комбатантов, использующих оружие массового поражения умов, и готовы применять к ним законы войны. Новый доклад «Репортеров без границ» (RSF) о свободе медиа в мире показал, что свобода слова все чаще ограничивается «интересами безопасности», которые трактуются правящими классами разных стран широко и весьма своеобразно. И дело не только в том, что в 2014 г. погибло на 12 журналистов больше, чем в 2013-м, - 135 против 123.

Недавний арест украинского журналиста Руслана Коцабы, призвавшего бойкотировать очередную мобилизацию в армию, породил волну обсуждений о допустимости ограничения свободы слова и его масштабах. Коцаба - одна из жертв гибридной войны, когда, не объявляя чрезвычайного или военного положения, власти ограничивают распространение информации неформально и нередко непропорционально исходящим от журналистов угрозам. Вчера украинские власти лишили аккредитации несколько российских журналистов. В 2014 г., отмечается в докладе RSF, отказ во въезде российским журналистам и их высылка стали систематической практикой. Добавим к этому неоднократные нападения на сотрудников СМИ и смерть в Донбассе семи журналистов (из них пять - российские).

Повстанцы в Донбассе вообще захватили местные телестанции и газеты железной рукой. Иностранные, в том числе российские журналисты работают в условиях постоянной угрозы и вынуждены заниматься самоцензурой, чтобы не вызвать агрессии сепаратистов. А Украина, небезосновательно обвиняющая Россию в ведении информационной войны, создала министерство информации; в стране закрываются нелояльные действующей власти телеканалы и газеты. В рейтинге RSF Украина на 129-м месте. Она потеряла всего три позиции по сравнению с прошлым годом. Это объясняется не ангажированностью авторов, а резким - сразу на 10 мест - падением Украины годом ранее из-за давления на независимые СМИ и нападений на журналистов во время майдана.

Россия в рэнкинге опустилась со 148-го до 152-го места. В докладе RSF отмечается продолжающееся давление на независимые СМИ. Исключение «Дождя» из пакета кабельных телеканалов, закрытие ТВ-2 в Томске, увольнения нескольких редакторов подтверждают печальную тенденцию. Ограничение доли иностранных акционеров в медиакомпаниях до 20% (закон был издан осенью) облегчит борьбу с неугодными властям точками зрения. Информационная война нанесла российской журналистике громадный урон. В Донбассе в 2014 г. от пуль и осколков погибло пять наших коллег. По данным Фонда защиты гласности, по разным причинам в России погибло пятеро журналистов (как и в Донбассе). Жертвами нападений неизвестных стали журналисты, расследовавшие причины гибели российских военных.

У множества журналистов в прокремлевских СМИ, особенно на телеканалах, произошло размывание границ допустимого, отказ от общепринятых профессиональных стандартов, от принципа объективности и беспристрастности. «Минский лай» одного из российских журналистов в адрес украинских коллег не только свидетельство размывания стандартов. Многие сотрудники СМИ воспринимают симоновские строки «с лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом» как руководство к действию. Они не только считают честью быть пушечным мясом пропагандистской войны. Некоторые даже участвуют в допросах украинских пленных и, кажется, готовы взять в руки оружие. Возможно, они не дочитали стихотворение Константина Симонова до конца. Напомним: «Помянуть нам впору мертвых репортеров, стал могилой Киев им и Крым. Хоть они порою были и герои, не поставят памятника им».