Автомобили Lada в марте могут подорожать

«АвтоВАЗ» изучает возможность повышения цен, чтобы компенсировать рост расходов
Покупатели не дождутся замораживания цен на Lada в этом году/ Д. Абрамов/ Ведомости

Автомобили Lada, цены на которые с 15 января подросли в среднем на 9%, могут снова подорожать в марте, следует из пояснения к бухгалтерской отчетности «АвтоВАЗа» за 2014 г., опубликованной в пятницу. Это позволит компенсировать падение продаж Lada (в 2014 г. в России они упали на 15%, в январе 2015 г. - на 26%, по оценке АЕБ), к тому же уровень предыдущего увеличения цен «был ниже, чем у конкурентов», объясняет компания. Для сравнения: с сентября 2014 г. автомобили Kia (2-е место по продажам в России после Lada) подорожали на 14%, Renault (3-е место) - на 26%, гласят данные PwC. В прошлом году «АвтоВАЗ» повышал цены один раз - в марте (в среднем на 2,8%), в 2013 г. - дважды: в январе (3%) и марте (0,3%).

«Мы не можем сказать, что поднимем цены в ближайшем будущем, но, если экономическая ситуация нас к этому вынудит, мы это сделаем», - сказал представитель «АвтоВАЗа». Дилеры «АвтоВАЗа» говорят, что не знают о новом повышении. По мнению дилеров, автомобили Lada смогут сохранить конкурентоспособность при удорожании до 10%. Такой запас есть, соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Но компания будет сдерживать рост цен, чтобы увеличивать долю рынка, считает он. Ведь чем больше разница в цене с конкурентами, тем выше продажи, объясняет он. Для сравнения: Lada Granta (лидер модельного ряда «АвтоВАЗа») стоит от 311 600 руб., Datsun On-Do - от 359 000 руб., новый Renault Logan - от 454 000 руб. (старый - от 425 000 руб.).

Дополнительное повышение цен неизбежно, считает один из дилеров Lada: продажи падают, расходы растут. При этом «АвтоВАЗ» собирается в 2015 г. получить прибыль, напоминает Удалов. В 2014 г. чистый убыток компании по РСБУ вырос в 3,7 раза до 25,4 млрд руб. («АвтоВАЗ» вновь нарушил ковенанты, см. врез). Одна из главных причин - девальвация, объясняла компания. В себестоимости Lada около 20% приходится на импортные компоненты. Из-за девальвации растут и цены внутренних поставщиков. К примеру, ММК из-за удорожания сырья, закупаемого по долларовым ценам, поднял в феврале цены на металлопрокат для «АвтоВАЗа» на 15%, в марте повысит еще на 12% (в течение I квартала для УАЗа - на 16%, для «Камаза» - на 12%), следует из копии протокола совещания в Минпромторге 28 января, в котором участвовали российские металлурги (есть у «Ведомостей»).

«Продажи Lada сейчас слабые, но лучше, чем у многих иномарок», - говорит один из дилеров. Помогают жители стран СНГ - покупать автомобили в России по-прежнему дешевле, чем у них, добавляет он. В ноябре - декабре 2014 г. из-за резкого ослабления рубля жители Казахстана, к примеру, вывезли из России около 50 000 машин (для сравнения: это треть годовых продаж казахстанских дилеров), сообщал «Прайм» со ссылкой на министра по инвестициям и развитию Казахстана Асета Исекешева.

Выехал за ограждения

«АвтоВАЗ» по состоянию на конец 2014 г. не выполнил ковенанты (отношение EBITDA к сумме процентов и купонов, безубыточная деятельность за последние 12 месяцев и проч.) по кредитам на 33,6 млрд руб., говорится в отчете компании по РСБУ за 2014 г. Просроченных платежей нет, требований о досрочном погашении не поступало, завод ведет переговоры о реструктуризации кредитов на 14,6 млрд руб.

В этом году российский рынок продолжит сокращаться (на треть, по базовому прогнозу PwC; на четверть, по оценке АЕБ). Но продажи Lada в России могут увеличиться на 2%, прогнозирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. С ним согласен Удалов. Компания будет сдерживать рост цен за счет высокой локализации, выведет на рынок новинки (седан Lada Vesta и кроссовер Lada Xray), ей поможет госпрограмма обновления автопарка, перечисляют они. По прогнозу Беспалова, «АвтоВАЗ» получит в 2015 г. чистую прибыль по МСФО в размере 3,3 млрд руб. против убытка в 8,8 млрд руб. Завод в полной мере почувствует положительный эффект от оптимизации расходов в прошлом году, объясняет он. При этом вырастет объем контрактного производства, который генерирует чистую прибыль. По заказам альянса Renault-Nissan «АвтоВАЗ» выпускает автомобили Renault, Nissan, Datsun, шасси. В прошлом году выручка от этой деятельности увеличилась в 4,7 раза до 42,2 млрд руб., валовая прибыль - в 5,3 раза до 3 млрд руб., следует из опубликованного в пятницу отчета «АвтоВАЗа».

В подготовке статьи участвовал Виталий Петлевой