В Берлине победил фильм, снимать который было нельзя

«Золотого медведя» получил фильм «Такси» иранца Джафара Панахи, отважно обходящего запрет на профессию
«Золотого медведя» за невыездного Джафара Панахи получала его маленькая племянница/ berlinale.de

Жюри под руководством Даррена Аронофски, который пару лет назад в роли главного судьи венецианской Мостры награждал золотом российского «Фауста», приняло ряд решений настолько взвешенных, что некоторые призы были поделены на два, а то и на три. Это несколько размыло эффект от высшей справедливости, продемонстрированной коллективом, в который входили Пон Чун Хо, Одри Тоту, Даниэль Брюль и другие, но декларативный главный приз поставил в истории метаний жюри жирную точку. Золото Берлинале по праву увезли в скованный цензурными запретами Иран родственники Джафара Панахи - режиссера, которому судом шариата запрещено снимать, но который этому запрету успешно сопротивляется. «Считается, что ограничения полезны для художника, - между тем они могут сломать его личность. Наш победитель не сломался», - заявил Аронофски. На финальной пресс-конференции смелость Панахи сравнили с отвагой карикатуристов из Charlie Hebdo. «Золотого медведя» за трагикомедию «Такси», снятую на два айфона и один видеорегистратор, получала маленькая племянница Панахи, сыгравшая одну из главных ролей. Она расплакалась и не смогла ничего сказать, кроме: «Я слишком волнуюсь».

Приз за лучший дебют вручало специальное жюри, в составе которого были актриса Ольга Куриленко и документалист Джошуа Оппенхаймер. Награда досталась криминальной драме «600 миль» о торговле оружием на техасско-мексиканской границе. Снял ее сын мексиканского классика Артуро Рипштейна Габриэль, а главную роль полицейского под прикрытием, связавшегося с двумя малолетними челноками, сыграла приглашенная звезда - англичанин Тим Рот.

Вулкан новаций

Приз за арт-инновации имени Альфредо Бауэра присудили испанцу Хаиро Бустаманте за «Вулкан», этнодраму из повседневной жизни потомков индейцев майя.

«Серебряного медведя» за выдающуюся операторскую работу получила «Виктория» - и правда удивительно динамичное немецкое кино о юной испанке, затерявшейся в клубном Берлине, снятое одним более чем двухчасовым планом с шестого, кажется, дубля. Вторую аналогичную награду присудили операторам фильма Алексея Германа «Под электрическими облаками» Евгению Привину и Сергею Михальчуку. Поскольку режиссер за день до вручения наград из Берлина убыл, а операторы не прибывали вовсе, на сцену за «Медведем» поднялись продюсеры Артем Васильев и Андрей Савельев. К удивлению собравшихся, перед тем как воздать должное награжденным операторам или хотя бы передать им привет и сказать спасибо, продюсеры посетовали, что «Медведь» им достался не золотой («Ну да что ж поделаешь! Хоть так»), и порадовались шансу подняться на сцену, который продюсерам выпадает редко. Напоследок Савельев пытался, как мог, исправить ситуацию («А операторы у нас - настоящие живописцы»), но председатель жюри, блюдя расписание, уже деликатно выдавливал его со сцены.

«Серебряный медведь» за сценарий достался Патрицио Гузману за единственный в конкурсе документальный фильм «Перламутровая пуговица» - удивительный рассказ о придонных тайнах Тихого океана. Лучшими актерами ожидаемо стали англичане Том Кортни и Шарлотта Рэмплинг - за роли пожилых супругов из драмы «Сорок пять», отмечающих почти полувековой юбилей и внезапно в качестве подарка друг другу достающих из шкафа скелет. Том Кортни, получая приз, поблагодарил своего друга Альберта Финни, завоевавшего аналогичную награду 30 лет назад («Наконец-то я тебя догнал!»), а Шарлотта Рэмплинг - своего отца-спортсмена, завоевавшего в Берлине'67 олимпийское золото.

Призы за режиссуру жюри решило поделить надвое. Первый ушел молодому румыну Раду Джуде за черно-белый неовестерн «Браво!» из жизни Валахии первой трети XIX в. Второй - польке Малгожате Шумовской за квазимистическую трагикомедию «Тело» о воссоединении семьи за сеансом столоверчения.

Гран-при получил фестивальный любимец, чилиец Пабло Ларрейн, за антиклерикальную картину «Клуб» о сообществе католических священников-пенсионеров, сосланных в глубинку за самые разные - преимущественно связанные с педофилией - грехи. «Во имя Бога убивают слишком много людей, это пора остановить», - заявил, получая приз, режиссер.

Берлин