Stockmann ужимается

Д.Гришкин/ Ведомости

Финский ритейлер Stock-mann объявил о планах закрыть три убыточных универмага «Стокманн» в Москве. Все эти магазины находятся в торговых центрах «Мега» и закроются до конца 2016 г. «После этого Stockmann в России сосредоточится на оставшихся двух универмагах в Москве, которые находятся ближе к центру города, а также на магазинах в Петербурге и Екатеринбурге», - говорится в сообщении компании. Всего у Stockmann сейчас восемь магазинов в России.

«Из-за неуверенности в будущем розничного рынка» ритейлер также полностью закроет сеть магазинов одежды Lindex в России, которых осталось 19. В прошлом году компания объявила о закрытии к 2016 г. магазинов Seppala в России. По данным на октябрь 2014 г., их было 16.

На такие меры Stockmann пошла, чтобы улучшить финансовые показатели: чистый убыток компании в 2014 г. составил 99,8 млн евро, выручка сократилась почти на 10% до 1,84 млрд евро. Вся программа восстановления ритейлера предполагает, что в результате будет сэкономлено 50 млн евро - на финансовых показателях эффект отразится к 2016 г., надеется компания.

В связи со значительным ослаблением рубля, сокращением покупательной способности российских потребителей, экономическими санкциями в отношении России и возможными контрмерами ритейлер будет тщательно оценивать стратегические возможности на рынке, говорил в марте 2014 г. CEO Stockmann Ханну Пенттиля.

С середины 2014 г. об уходе с российского рынка объявили ряд зарубежных одежных брендов. Среди них - New Look, Esprit, OVS, River Island, которыми по франшизе управляла компания «Маратекс». Ряд других компаний отчитывались о заметном ухудшении финансового состояния. Крупный российский ритейлер одежды Melon Fashion Group (MFG, более 600 магазинов befree, Zarina и Love Republic) показал убыток по итогам прошлого года - 19 млн руб. Также из-за девальвации сократилась рентабельность подобных предприятий. Валовая рентабельность MFG в 2014 г. снизилась до 53,4% с 58,8% годом ранее, маржа EBITDA - до 3,6% с 10%. На показатели валовой маржи оказали давление валютные расходы, агрессивные инвестиции в цены, экономия потребителей, высокая конкуренция.

В прошлом году о закрытии магазинов в России объявили 10 брендов, оставшиеся уменьшают планы по открытию и сокращают количество магазинов, говорит Анна Никандрова из Colliers International. По ее словам, ситуация прояснится по итогам I квартала 2015 г., сейчас магазины только начинают вводить коллекции по новым ценам. В зависимости от того, как покупатели воспримут бренды с новой стоимостью, будут приниматься решения о дальнейшем развитии, отмечает Никандрова. Места, которые занимала Lindex, привлекательные, ими могут заинтересоваться те ритейлеры, которые давно хотят выйти, скажем, в Петербург, но не видели подходящих помещений, например Uniqlo, полагает эксперт.