Пушкинский музей обновил экспозицию

На импрессионистов и модернистов можно смотреть свободно
«Обнаженную» Ренуара когда-то купил Сергей Иванович Щукин/ С. Портер/ Ведомости

Пушкинский музей существенно изменил к лучшему самую востребованную часть своей постоянной экспозиции - галерею, где показывают импрессионистов, Ван Гога, Гогена и Пикассо. Сначала кажется, что ничего особенного не произошло - только покрасили стены в светло-серый, общий для всех залов, цвет и стало светло. Но не бросающиеся в глаза изменения решительно оздоровили атмосферу места и культуру демонстрации произведений. Стало не только светло, но и просторно - из 11 обновленных залов (всего их 19) отправили в запасники 86 картин.

Глазу непрофессионала сокращения не заметны, ничего памятного зрителю не исчезло. Если кто-то и обнаружит сегодня нехватку важных для себя вещей, так они наверняка на гастролях. Пушкинский Гоген, например, отправлен в Базель на грандиозную выставку в Фонде Байелера. А на первом этаже галереи, который теперь будет именно выставочным, проходит сейчас выставка Пауля Клее, часть экспонатов которой предоставил этот швейцарский фонд. Поскольку импрессионисты и постимпрессионисты - самая востребованная в мире часть собрания Пушкинского музея, то постоянная экспозиция Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. перманентно будет меняться.

Изменился и сюжет экспозиции, сейчас в общем выдержан естественный для художественного музея монографический принцип показа. Правда, произведений одного художника не всегда хватает на персональный зал, так что три картины того же Гогена повесили рядом с пятью картинами Ван Гога. Каждый из великих достоин отдельного места, хотя старший научный сотрудник музея Алексей Петухов такое соседство объясняет взаимовлиянием совместно проживавших в Арле художников. Как известно, то соседство протекало мучительно и окончилось потерей уха.

Еще одна очень важная новость - изменение этикеток. Теперь на них написано, откуда в музей поступила вещь. Если раньше под большинством картин значилось «Поступила из Государственного музея нового западного искусства. Москва», то теперь под автопортретом Гогена можно прочесть, что он «происходит из собрания С. И. Щукина», а портрет прекрасной Жанны Самари попал в музей «из собрания И. А. Морозова».

Антонова верит в новый ГМНЗИ

На пресс-показе обновленной экспозиции с обращением к журналистам выступила президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Александровна Антонова. Взывая к совести пишущих, она призвала их донести до общественности ее уверенность, что проблема восстановления закрытого в 1947 г. Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) еще не решена. Только объединив разделенную тогда между Пушкинским и Эрмитажем коллекцию ГМНЗИ, можно создать полноценный, достойный столицы музей, не сравнимый с сегодняшней экспозицией Пушкинского. Напомним, что с идеей восстановления «репрессированного» музея Антонова впервые выступила в 2013 г. во время прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным. Но после обсуждения в профессиональном сообществе восстановление было признано невозможным. ГМНЗИ восстанавливается виртуально.

Это не мелочь, а восстановление исторической справедливости, которой от Пушкинского много лет не могли добиться. Кроме того, это напоминание о том, что два русских купца-коллекционера сделали для русских музеев и русской живописи больше, чем СССР и современная Россия. Они не боялись нового и умели тратить на искусство деньги. Также отмечено, что некоторые полотна не просто поступили в ГМИИ в 1945 г., но и «происходят из собрания Кунстхалле, Бремен». То есть «трофейное искусство» тоже отмечено.

По плану реконструкции Пушкинского картины импрессионистов и модернистов переедут из нынешнего нелепого здания в усадьбу Голицыных. Но кто же скажет точно, когда это будет. Обновление галереи давно назрело, просчеты в ее организации и оформлении были допущены еще при переезде из главного здания в 2007 г. Теперь там наконец светло и во все смыслах прилично.