Россия подвела Carlsberg

Несмотря на то что Россия остается крупнейшим национальным рынком для Carlsberg, доля прибыли, которую пивоваренная группа получает здесь, снижается
Россия приносит Carlsberg не только проблемы, но и четверть всей прибыли/ Freya Ingrid Morales/ Bloomberg

Пить меньше - платить больше. 7%

на столько по итогам 2014 г. снизился объем российского рынка в натуральном выражении. Причина - в ухудшении макроэкономической конъюнктуры и ускорении инфляции, что значительно повлияло на покупательную способность населения. В стоимостном выражении рынок вырос примерно на 5% благодаря повышению цен, говорится в материалах Carlsberg со ссылкой на Nielsen

Из-за девальвации рубля российский бизнес принес датской пивоваренной компании Carlsberg Group 25% операционной прибыли, следует из отчета Carlsberg за 2014 г. В 2013 г. доля прибыли группы, которая приходится на Россию, не раскрывалась, в 2012 г. Carlsberg сообщал, что она составила 40%.

В России Carlsberg ведет бизнес через «дочку», пивоваренную компанию «Балтика». Отгрузки компании в России упали в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 14% в натуральном выражении из-за общего сокращения рынка и уменьшения закупок со стороны оптовиков в IV квартале, следует из сообщения Carlsberg, опубликованного в среду. На рынках России и Украины группа продала 122,8 млн гектолитров пива, что на 3% меньше, чем годом ранее. Однако за счет повышения цен в 2014 г. (Carlsberg в течение года был вынужден поднимать цены на продукцию в России четырежды) в стоимостном выражении российские продажи выросли примерно на 5% (mid-single-digit). Маржинальность продаж в России исполнительный директор Carlsberg Йорген Буль Расмуссен в ходе телефонной конференции с аналитиками назвать отказался.

По данным аналитиков Nielsen, на которые ссылается Carlsberg, несмотря на увеличение доли на российском рынке на 0,5 процентного пункта (п. п.) в IV квартале, в прошлом году в целом доля Carlsberg в стране снизилась на 0,8 п. п. до 37,8%. Это компания связывает с запуском новой упаковки меньшей емкости (в пластиковой таре - с 1,5 до 1,42 л и с 2,5 до 2,37 л, в стеклянной бутылке - с 0,5 до 0,47 л) и повышением цен на продукцию. Дальнейшего повышения цены на продукцию Carlsberg пока не планирует - по крайней мере в I квартале. Цена для потребителя должна быть «немного более приемлема», сказал вчера финансовый директор группы Йорн Йенсен.

Выручка Carlsberg Group в прошлом году выросла на 2% до 64,5 млрд датских крон (около $9,9 млрд по текущему курсу). Котировки акций Carlsberg на Стокгольмской бирже вчера упали на 4% до 526 крон ($80,4) за одну бумагу.

Негативный эффект от падения курса рубля будет ощущаться и в 2015 г., считают в компании: если предположить, что тенденция 2014 г., когда рубль подешевел относительно евро на 75%, будет сохраняться в 2015 г., то ущерб составит 0,9 млрд датских крон ($137,6 млн). Тем не менее Carlsberg намерен и дальше инвестировать в бренды в России, а также повысить эффективность своих затрат, следует из отчета компании. Оптимизация расходов уже началась: в апреле два из 10 российских заводов Carlsberg, в Красноярске и Челябинске, будут закрыты. Эффект от этого будет «позитивным», заявил вчера финдиректор Йенсен. Также 28 января группа объявила о приостановке найма сотрудников и повышения зарплаты из-за замедления роста российской экономики. Правда, в первую очередь речь шла о подразделениях за пределами России.

В целом прибыль группы продолжит расти на 5-9% (mid-high-single-digit), несмотря на обесценение рубля и других валют, ожидает Йенсен.

Из компаний «большой четверки» отчитался по итогам 2014 г. только голландский концерн Heineken: снижение отгрузок компании в России составило примерно 10-13% по сравнению с 2013 г. В денежном выражении выручка Heineken в регионе Центральной и Восточной Европы, к которому относится Россия, снизилась на 7,4% почти до 2,9 млрд евро. Причины те же, что и у Carlsberg, - ухудшение экономической ситуации в России, а также девальвация рубля. В 2015 г., отмечал генеральный директор Heineken Жан-Франсуа ван Боксмеер, компания также ожидает волатильности на развивающихся рынках и дефляционного давления.

В российской «дочке» Efes на запрос «Ведомостей» в среду не ответили, представитель Sun InBev не смог предоставить оперативные комментарии.