«Мать и дитя» последовала призыву Путина

Группа компаний станет российским налоговым резидентом
М.Стулов/ Ведомости

Такой вариант стал возможным благодаря изменениям в российском налоговом законодательстве, вступившим в силу с 1 января 2015 г. Тогда начал действовать так называемый антиофшорный закон, разработанный по поручению президента Владимира Путина. До сих пор о деофшоризации отчитывались преимущественно структуры, связанные с госкомпаниями или стратегическими отраслями экономики. Например, USM Holdings Алишера Усманова в конце прошлого года реструктурировала активы, в результате принадлежащие ей контрольные пакеты «Мегафона» и «Металлоинвеста» были переведены на российские «дочки». Еще ранее Аркадий и Борис Ротенберги стали прямыми владельцами второго в России нефтегазового подрядчика - «Стройгазмонтажа» (данные «СПАРК-Интерфакса»).

Группа компаний «Мать и дитя» (MD Medical, MDMG) объявила, что становится налоговым резидентом России. Сейчас российскими подразделениями сети клиник «Мать и дитя» владеет кипрская MD Medical Group Investments, она же выполняет основные управленческие функции. Головная компания так и останется кипрской, чтобы сохранить листинг на Лондонской бирже, но налоги будет платить в России, объяснил «Ведомостям» основной владелец и председатель совета директоров MDMG Марк Курцер.

«Мать и дитя» окончательно решила стать налоговым резидентом России уже после того, как Путин подписал закон, но обсуждать этот шаг и консультироваться начала еще до этого, говорит Курцер. Платить налоги в России компания может начать уже с этого года.

Иностранная компания может стать налоговым резидентом России, если Россия - место ее фактического управления, а резидент не подпадает под действие правил контролируемой иностранной компании (КИК), говорит партнер PwC Наталья Кузнецова.

В результате налоговая нагрузка группы не только не вырастет, но даже снизится, пусть и незначительно, надеется Курцер: отпадет необходимость платить 5% налога при переводе денег на Кипр. До сих пор, объясняет он, компания переводила все деньги на головную кипрскую структуру, а уже через нее инвестировала в другие юридические лица. «Сейчас мы будем делать это внутри России», - говорит Курцер.

Деофшоризация совета

«Мать и дитя» обновила совет директоров: с 19 февраля его покинули пять киприотов. Отныне все заседания совета будут проходить в России, говорит Курцер.

Такая схема действительно позволяет сэкономить на налогах и избежать лишних издержек, связанных с подачей уведомления о КИК, говорит Кузнецова. Российская компания при выплате дивидендов кипрской «маме» должна удержать налог в 5%, а с 2017 г. владельцам-физлицам придется платить 13% с нераспределенной прибыли КИК (за 2015 г.). Если же кипрская компания становится налоговым резидентом России, то ее владельцы могут сэкономить на налогах: не придется удерживать 5% с дивидендов, так как они будут выплачиваться из России российскому же резиденту, рассуждает Кузнецова. А в такой ситуации дивиденды освобождаются от налога на прибыль, если доля компании в «дочке» не менее 50% и находится в ее собственности не менее года.

По итогам 2013 г. «Мать и дитя» направила на дивиденды около 30% чистой прибыли, которая составила 764 млн руб. В состав MDMG входит 22 медицинских учреждения, в том числе 4 стационара и 18 амбулаторных клиник в Москве, Петербурге, Самаре, Перми и других городах России. Осенью 2012 г. MDMG провела IPO на Лондонской бирже, во время которого компания и Курцер привлекли $289,2 млн.

Схемы возвращения капитала в Россию сейчас становятся «очень привлекательными и эффективными для многих компаний», говорит гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и независимый член совета директоров MDMG Кирилл Дмитриев (РФПИ инвестировал в MDMG во время IPO и консультировал компанию по поводу статуса российского налогового резидента). По его словам, РФПИ обсуждает переход в российскую налоговую юрисдикцию и с некоторыми другими компаниями, в советы директоров которых входят представители фонда.