«Оскаров» раздали предсказуемо, хотя «Бёрдмен» их и заслужил

Польская «Ида» была запрограммирована на победу над «Левиафаном»
Алехандро Гонсалес Иньярриту: два «Оскара» в одни руки/ Kevork Djansezian/ Getty Images North America / AFP

В этом году нам выпал редкий шанс поболеть на «Оскаре» за своих, в смысле за «Левиафана» Андрея Звягинцева. Шансы у него были, но проигрыш польской «Иде» все же предсказуем. Картина Павла Павликовского сконструирована так, чтобы брать международные награды наверняка. Эффектная черно-белая стилизация под фильмы 1950-х призвана удовлетворить эстетические запросы публики, а темы веры и вины поляков за холокост - этические. «Ида» - кино совершенно мертвое и бездушное, голая схема, зато все в этой схеме правильно, все просчитано. А «Левиафан» несовершенен, но награды заслуживал больше. И вовсе не потому, что наш.

В главных номинациях безоговорочную победу одержал «Бёрдмен»: ему достались статуэтки за лучший фильм, за режиссуру Алехандро Гонсалеса Иньярриту, за операторскую работу Эммануэля Любецкого (для него это второй «Оскар» подряд после прошлогодней «Гравитации»), а также за лучший оригинальный сценарий. Триумф неудивителен, потому что перед «Оскаром» «Бёрдмен» собрал награды сразу трех американских профильных гильдий - продюсерской, режиссерской и актерской, а это верный путь к победе. Большую часть киноакадемиков все-таки составляют актеры, и фильмы про актеров и шоу-бизнес (а действие «Бёрдмена» происходит на Бродвее) обычно не оставляют их равнодушными, тем более - мастерски сделанные.

Разочарованными остались поклонники «Отрочества» Ричарда Линклейтера - они рассчитывали хотя бы на приз за режиссуру, но фильм, снимавшийся 12 лет, получил лишь один «Оскар» - за женскую роль второго плана (Патриция Аркетт, которая была в этой номинации фаворитом).

У «Отрочества», как и у «Левиафана», есть «Золотой глобус», но награды киноакадемии, конечно, престижнее.

Еще один триумфатор «Глобуса» - «Отель «Гранд Будапешт» - выиграл на этот раз в декоративных номинациях: за дизайн, костюмы, музыку (для Александра Депла, сочинившего саундтреки ко многим «оскаровским» картинам, это, как ни странно, первая статуэтка), грим и прически.

Актерские «Оскары» за главные роли достались скорее диагнозам, чем актерам: Джулианна Мур выстрадала награду в борьбе своей героини с болезнью Альцгеймера во «Все еще Элис», Эдди Редмейн - за изображение бокового амиотрофического склероза в кинобиографии выдающегося физика Стивена Хокинга. В победе обоих никто не сомневался, но жаль, что не отмеченными остались отличные работы Майкла Китона в «Бёрдмене», Стива Карелла в «Охотнике на лис», Марион Котийар в «Двух днях, одной ночи» и Розамунд Пайк в «Исчезнувшей».

Как в кино

Среди прочего вечер «Оскара-2015» запомнится тем, что ведущий церемонии актер Нил Патрик Харрис разделся до трусов - этот номер должен был напомнить публике о кульминационной сцене из «Бёрдмена».

Зато никаких вопросов не вызывает «Оскар» за мужскую роль второго плана - его получил Джей Кей Симмонс из санденсовского хита «Одержимость», потому что он лучший. (У фильма также призы за звук и монтаж).

«Игра в имитацию» довольствовалась «Оскаром» за адаптированный сценарий, «Интерстеллар» - за визуальные эффекты. Кассовый чемпион «Американский снайпер» Клинта Иствуда получил лишь приз за монтаж звука, ну да ладно, у Иствуда и так уже пять «Оскаров» есть (по паре за лучший фильм и режиссуру и один почетный).

Лучшим документальным фильмом назвали «Гражданина четыре», но это победа не столько фильма, сколько его героя Эдварда Сноудена. В анимации выиграл «Город героев». Здесь была рукотворная «Повесть о принцессе Кагуя» японского классика Исао Такахаты. Но чуда не случилось, академики выбрали родное, диснеевское.