Локальные производители стремятся в высокие ценовые сегменты

По технологиям они почти догнали известные международные бренды
Выбирая смартфон, покупатели все реже смотрят на бренд и все чаще - на его характеристики/ Е. Разумный/ Ведомости

Смартфоны брендов «второго ряда», так называемых локальных B-брендов, обеспечили рост продаж умных телефонов в России в 2014 г. За год в нашей стране было продано 26 млн смартфонов, на 39% больше, чем в 2013 г., подсчитал «Связной». Основной прирост обеспечили недорогие, до 5000 руб., устройства B-брендов, которые на конец 2014 г. занимали 45% рынка против 33% годом ранее, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Рост продаж в сегменте от 5000 до 15 000 руб. также в основном обеспечили B-бренды, уверена представитель «Связного» Мария Заикина.

В 2015 г. покупатели скорее всего будут обращать на цену еще большее внимание, прогнозирует представитель «Мегафона» Алия Бекетова. Если сейчас, по ее оценке, 65% продаж в России приходится на смартфоны ценой до 10 000 руб., то в 2015 г. эта доля может вырасти до 80%, прогнозирует она.

Почем технологии?

Самым доступным смартфоном A-бренда с поддержкой LTE в середине февраля 2015 г. был HTC Desire 510 (цена в сети «Связной» - 10 490 руб.), а среди B-брендов - Explay Air (7390 руб.) и Alcatel One Touch Pop S7 (7990 руб). Один из самых недорогих смартфонов В-брендов с 8-ядерным процессором - Highscreen Tor за 12 490 руб. Среди A-брендов это HTC Desire 616 за 12 990 руб. и Samsung Galaxy S4 за 20 990 руб. Самыми доступными аппаратами A-брендов с HD-экраном были все тот же HTC Desire 616 и Samsung Galaxy S3 (12 990 руб.). А среди B-брендов самым дешевым устройством с таким дисплеем в сети «Связного» был Explay Fresh (7990 руб.).

От массовости к флагманам

Популярность B-брендов Бекетова объясняет главным образом хорошим набором функциональных характеристик по привлекательной цене. Смартфоны от B-брендов сейчас представлены в основном в ценовых категориях менее 15 000 руб., и в этом сегменте они занимают значительную долю рынка, говорит Заикина. Это обычная стратегия для большинства B-брендов, направленная на увеличение узнаваемости и завоевание доли рынка, отмечает Заикина. Но нижним ценовым сегментом локальные производители ограничиваться не намерены. Ряд B-брендов, завоевав популярность в сегменте дешевых смартфонов, выводят на рынок более дорогие устройства - сначала в среднюю ценовую категорию, а потом в высокую и флагманскую, рассказывает она.

Около двух лет назад B-бренды начали осваивать нишу устройств в высоком ценовом диапазоне от 15 000 до 25 000 руб., говорит Заикина. По ее оценке, в 2014 г. в этой нише в России было продано примерно 7% смартфонов. Пока доля B-брендов в этом сегменте невелика, около 3%, но в этой ценовой нише уже есть устройства, по своему уровню соответствующие продукции известных мировых производителей (так называемых A-брендов), уверена Заикина. Отдельные модели брендов «второго ряда» проникают даже в самый высокий или флагманский сегмент с ценой свыше 25 000 руб. Она приводит в пример устройства Mate 7 от Huawei, Vibe Z2 и Vibe X2 от Lenovo.

В верхней ценовой нише рынка смартфонов присутствуют международные зонтичные бренды - Huawei, Lenovo, LG, рассказывает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Близко к ним располагаются Meizu, Oppo, Philips - цены на них средние или чуть выше средних, отмечает она. Солодовников из МТС считает, что для смартфонов B-брендов высокими ценовыми сегментами можно считать диапазоны от 10 000 до 15 000 руб. и от 15 000 до 25 000 руб. По его словам, если в диапазоне 15 000-25 000 руб. присутствие B-брендов минимально, то в сегменте 10 000-15 000 руб. их значительно больше.

Чем усилить бренд

Локальные производители по технологическому уровню стремительно приближаются к А-брендам, уверяет Айбашева. Речь, по ее словам, не только о поддержке LTE, но и о материалах (металлические детали, качественный пластик и т. д.), уровне используемых компонентов, инвестициях в разработку оболочек интерфейса, собственных приложениях и многом другом.

У аппаратов среднего класса ежегодно улучшаются характеристики, а цены в долларовом эквиваленте остаются на прежнем уровне, говорит директор по корпоративным продажам разработчика мобильных процессоров MediaTek в России и Восточной Европе Алим Полях.

В 2014 г. смартфоны среднего класса стали интенсивно наращивать разрешение экрана: от WVGA (800 x 480 пикселей) к qHD (960 x 540 пикселей), а сейчас идут уже к HD-разрешению (1280 x 720 пикселей), говорит Полях. Еще одно важное усовершенствование - поддержка LTE: для смартфонов топ-класса она уже обязательна, а в 2015 г. станет стандартом для аппаратов среднего сегмента, продолжает он. Важным направлением является усовершенствование процессоров, а точнее, увеличение количества ядер, на которых они работают, добавляет Полях. По его словам, в верхнем ценовом сегменте стандартом стали восемь ядер, в среднем - как минимум четыре. Еще одной важной новацией являются чипсеты с 64-битными процессорами, поддерживающие еще более высокую скорость обработки данных. Учитывая, что поддержка 64-битных вычислений реализована в новейшей версии Android от Google - 5.0, в 2015 г. на рынке появится целый ряд смартфонов среднего класса нового поколения, предполагает Полях.

В ближайшем будущем LTE окончательно станет стандартом для смартфонов, как произошло в свое время с 3G, согласен с Поляхом гендиректор российского производителя электроники Explay Эдуард Ващенко. По его словам, Explay, видя повышенный спрос, с середины 2014 г. начала выпускать модели смартфонов с LTE-модулем. Смартфоны локальных брендов высокой и средней ценовой категории отличаются дисплеями с разрешением 1280 х 720 пикселей, но отдельные модели могут похвастаться и более высоким разрешением, говорит Ващенко.

Однако в нынешней рыночной ситуации определяющим фактором при покупке смартфона станет все же цена, считает Ващенко. Поэтому любая наценка даже при наличии передовых технических характеристик может негативно сказаться на продажах, предупреждает он.

Между классами

По итогам 2014 г. в разряд A-брендов перешли Fly и Lenovo, считает директор департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. При этом Fly заняла 10% рынка в штуках и впервые по итогам года вошла в первую тройку производителей после Samsung и Apple, утверждает он. Одна из самых востребованных моделей - Fly Tornado Slim стоит 13 990 руб, говорит Широков.

Lenovo занял в 2014 г. 5% рынка по количеству проданных смартфонов, продолжает Широков. Этот бренд на рынке мобильной электроники изначально относился к A-брендам, но в сегменте смартфонов Lenovo набрала вес за счет расширения каналов продаж, в том числе за счет расширения присутствия в «Евросети» со II квартала 2014 г., считает он. Lenovo в 2014 г. совершила прорыв, увеличив свою долю в продажах на российском рынке более чем втрое, а в выручке - более чем вдвое, говорит Айбашева. Добиться этого позволило удачное сочетание цены, качества и дизайна аппаратов, считает она.

Lenovo начала активно продвигать в России смартфоны в среднем и высоком ценовом диапазоне (от 12 000 руб.) в 2014 г., рассказывает представитель компании Марат Ракаев. За год в этом сегменте было продано примерно 35% от всех аппаратов, добавляет он. Конечно, кризис может оказать свое влияние и в 2015 г. продажи таких аппаратов могут снизиться, допускает Ракаев, но это не остановит тенденцию проникновения новых брендов в средний и высокий ценовые сегменты. Это происходит по мере роста узнаваемости бренда в России, активизации рекламных кампаний, объясняет он. По его словам, экспансию Lenovo в верхние ценовые ниши подкрепляет то, что компания действительно производит собственные смартфоны, а не ребрендирует телефоны неизвестных производителей, а значит, может отвечать за качество продукции и сервиса.

Громкость имен имеет значение

Во флагманском сегменте сила бренда играет важную роль, считает Заикина, обычному покупателю такие имена, как Sony или Samsung, говорят гораздо больше, чем название любого B-бренда. Поэтому, каким бы технологичным ни был смартфон, большая доля клиентов все равно сделает выбор в пользу А-бренда, говорит она. Похожая ситуация складывается в среднем и высоком ценовых сегментах. Samsung, Apple, Sony и другие A-бренды имеют в категории 15 000-25 000 руб. широкий модельный ряд и B-брендам пока сложно бороться с известными мировыми производителями, констатирует Заикина. Тем не менее она ожидает от некоторых B-брендов успехов в высоких ценовых сегментах, в частности от Lenovo и Huawei.