Автоконцерны хотят увеличить экспорт из России и СНГ

Слабые рынок и рубль заставляют их изучать возможность поставок машин в страны дальнего зарубежья
Е. Разумный/ Ведомости

Все больше зарубежных автоконцернов, построивших заводы в России, заводы для покрытия спроса на рынке России и стран СНГ, говорят о планах начать поставки в страны дальнего зарубежья. Об этом уже заявили Hyundai (конкретные страны не озвучиваются) и Nissan (страны Восточной Европы и Скандинавии). Есть такие планы и у Renault, сказал «Ведомостям» представитель «Рено Россия». Конкретные планы по странам и моделям он не назвал. По словам сотрудника одного из автоконцернов, модели, выпускаемые заводами Renault в Румынии и Марокко, пересекаются с российскими. Возможны поставки из России в страны Ближнего Востока, рассуждает он. Думает о расширении экспорта из России и PSA Peugeot Citroen, но решений пока нет, говорит представитель.

Интерес к экспорту в страны дальнего зарубежья вынужденный. К этому компании подталкивает сокращение российского рынка (минус 10% в 2014 г., минус 24% в 2015 г., по оценке АЕБ) и потери из-за девальвации рубля (700-800 млн евро в ноябре - декабре 2014 г., по оценке ассоциации «Российские автомобильные дилеры»). По данным «АСМ-холдинга», в 2014 г. в страны дальнего зарубежья из России было экспортировано легковых машин на $120,3 млн, в 2013 г. - на $370,6 млн.

Впрочем, не все автоконцерны спешат начать поставки за рубеж. «Автомобили GM, которые мы собираем в России, на экспорт не поставляются», - говорит представитель концерна. Единственное исключение - Chevrolet Niva, выпускаемая на СП «Джи эм - АвтоВАЗ», добавляет он. Завод Toyota в Санкт-Петербурге, по словам его производителя, производит и планирует продолжать производить автомобили для рынков России, Казахстана и Белоруссии. «В конце прошлого года мы начали поставки в Казахстан, была отгружена пробная партия (200 Focus и EcoSport). Планов по этому году нет, все будет зависеть от рынка», - сказал представитель Ford Sollers. «В данный момент доля экспортных поставок у нашей компании незначительна, - говорит представитель VW. - Развитие экспорта нам видится возможным только в том случае, если будет расти число стран, с которыми у России есть соглашения о свободной торговле».

Вывозная пошлина на автомобили из России нулевая, но при ввозе машин в страны Европы, например, нужно заплатить пошлину, которая может составлять 10-20%, говорит партнер King & Spalding Илья Рачков. Проблемы, ограничивающие экспорт в страны дальнего зарубежья, большие логистические затраты и занятость емких рынков аналогичной продукцией. Чтобы решить первую проблему, автоконцерны просят помощи у властей, предлагая компенсировать часть расходов на логистику. Это будет эффективной мерой поддержки, соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил.

С акцентом на Таможенный союз

В 2014 г. в России было выпущено 1,69 млн легковых автомобилей (минус 12,2%), включая 1,28 млн шт. иномарок (минус 8,6%), гласят данные «АСМ-холдинга». Экспорт в страны дальнего зарубежья упал в 3 раза до 12 500 шт., а поставки в страны Таможенного союза выросли на 45% до 148 500 шт.

Выгоднее всего развивать экспорт моделей с высокой локализацией (это позволит заработать на девальвации рубля) и желательно - уникальных для глобального рынка, подчеркивает Удалов. Hyundai может поставлять в Восточную Европу автомобили Solaris, выпускаемые в России, а затем и новинку, которая появится в 2016 г., - компактный кроссовер, который сейчас выпускается в Китае, рассуждает дилер корейской марки. Среди моделей японского автоконцерна, выпускаемых в России, хороший экспортный потенциал (прежде всего, в странах Восточной Европы) у автомобилей Datsun, разработанных на вазовской платформе и выпускаемых на мощностях «АвтоВАЗа», считает Удалов.

Сам «АвтоВАЗ» тоже собирается резко увеличить экспорт - почти вдвое до 100 000 шт. в 2015 г. Помимо Казахстана и других стран СНГ, это поставки в страны Латинской Америки, Африки, Европы, перечисляет представитель компании. У продукции «АвтоВАЗа» высокая локализация, ее никто не дублирует на других рынках, но главная проблема при развитии экспорта Lada - создание разветвленной торгово-сервисной сети на внешних рынках, замечает сотрудник одного из автозаводов. У глобальных автоконцернов такой проблемы нет. Альянс Renault-Nissan мало чем здесь поможет «АвтоВАЗу» - их дилерские центры работают, в том числе и по сервисному обслуживанию, с конкретным брендом, добавляет собеседник «Ведомостей».

«Девальвация при развитии экспорта без структурных изменений в экономике дает кратковременный эффект - максимум два года, - предупреждал в интервью «Ведомостям» гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. - Эффект будет нивелирован ростом внутренних издержек». После резкого падения рубля и повышения ключевой ставки ЦБ в декабре 2014 г. время положительного эффекта, по всей видимости, будет еще меньше: в начале 2015 г. поставщики автопроизводителей, прежде всего металлурги, начали активно повышать цены.