Детективный роман Лены Элтанг - для любителей изящного, а не загадок

В «Картахене» воспета патриархальная итальянская деревушка и писательское ремесло

Проза лауреата премии «Нос» Лены Элтанг, ворвавшейся в мир литературных гурманов с «Побегом куманики» (2006), сочинившей следом не менее прихотливые по замыслу, сюжетным ходам и стилистическому диапазону «Каменные клены» (2008) и «Другие барабаны» (2011), замешена на тоске по европейской культуре. Тоске, потому что сама эта культура не растворена в придуманных Леной Элтанг мирах, но присутствует в виде изысканного гербария - в «Картахене» это ссылки на Плутарха, античные мифы, гравюры Дюрера, картины Караваджо и амплуа европейских детективных романов. Вот и намеренная тяжеловесность языка воспроизводит манеры и тон хорошо переведенной европейской прозы.

Литературность - воздух сочинений Лены Элтанг, именно поэтому размещение в центре «Картахены» отеля (количество детективов, действие которых развернулось в отеле, бессчетно) выглядит естественно. И все четыре убийства связаны с ним, белоснежным «Бриатико», возвышающимся над морем. В отеле оказываются и основные заинтересованные лица - наследник, утративший из-за убийства бабки наследство, студентка Петра, родная сестра одного из убитых, и писатель Маркус, который когда-то потерял в этих краях возлюбленную, а теперь приехал переписать заново старый роман о ней.

Ближе к финалу «Картахены» выясняется, что роль детектива отведена именно Маркусу и полнота истины открывается только ему, еще бы - он же писатель, в мире Элтанг - всесильный демиург. В том, чтобы пропеть славу ему и его делу, кажется, и состоит основная цель этой книги.

Медлительность, с которой тянется действие этого 500-страничного романа, прозрачно намекает: детективный сюжет не более чем уступка читателю, любителю тайн и зрелищ. Кровавые драмы вокруг наследства только фон для восхищенного рассказа о патриархальном, ослепительно красивом, хотя и коварном мире итальянской деревушки. Рыбный рынок с синим мозаичным полом, большая печь, стоявшая когда-то на общинном лугу, которую растапливали «огромными поленьями и сухой виноградной лозой» и где каждый мог испечь свой хлеб, «смолистый свет, заполняющий долины, когда на западе собираются дождевые тучи», - «Картахена» написана для того, чтобы снова и снова наслаждаться чудом сотворения нового мира из старых слов. Недаром с совсем уж зашкаливающей влюбленностью в романе описана именно книга, книга Маркуса: «Книга была похожа на птичье гнездо, выпавшее из кустов боярышника. В ней лежали ровные пятнистые яички, казавшиеся легкой добычей, но стоило попытаться тронуть одно, осторожно, кончиками пальцев, как гнездо поднималось на ноги и удирало по дороге, теряя траву и перья, оказываясь чем-то еще, не гнездом, не самой птицей, а кем-то перепуганным и незнакомым, боящимся именно тебя». «Ткань, опьяненная собой», как сказано поэтом, в данном случае ткань словесная - вот что все это такое. Всякий, кто готов вглядываться в переплеты и оттенки цвета ее нитей вместе с автором, обречен стать поклонником прозы Лены Элтанг навсегда.

Лена Элтанг. КаРтахена. М.: Рипол классик, 2015