Минфин не откажется от рейтинга

Без контакта с рейтинговыми агентствами рейтинг мог быть еще ниже, не исключают эксперты
S.Eells/ Bloomberg

Россия может отказаться от договора по поддержанию кредитного рейтинга страны, заявил замминистра финансов Сергей Сторчак, курирующий долговую политику, в том числе работу с международными рейтинговыми агентствами. Так он прокомментировал решение международного рейтингового агентства Moody's снизить суверенный рейтинг России - вслед за агентством Standard & Poor's (S&P) - до спекулятивного уровня, вызвавшее в Минфине недоумение, обиду, негодование и подозрения в политической мотивированности такой оценки. Российская сторона регулярно проводит встречи с рейтинговыми агентствами, предоставляет все необходимые материалы, но «это бесполезно в этой ситуации», сказал Сторчак: «Пора прекратить цацканье с агентствами».

Сторчак высказал свою личную позицию, говорит федеральный чиновник. Она была эмоциональной, признает сотрудник Минфина. Минфин не рассматривает возможность расторжения договорных отношений с международными рейтинговыми агентствами, заверила пресс-секретарь министра Светлана Никитина. «Мы продолжим вести открытый диалог. Как и прежде, на регулярной основе будем предоставлять всем агентствам актуальную макроэкономическую информацию. Продолжим разъяснять все аспекты бюджетной и финансовой политики с целью повышения рейтинга в среднесрочной перспективе», - сообщила Никитина.

Но в ближайшее время вряд ли рейтинг будет повышен, сообщило Moody's. Непредсказуемость политики - один из трех факторов снижения рейтинга, объяснило оно, наряду с ухудшением финансового положения и экономики из-за кризиса на Украине и падения цен на нефть.

Ранее крайне негативную оценку решения Moody's высказал министр финансов Антон Силуанов. Снижение рейтинга вторым агентством - хуже, чем первым или третьим: спекулятивный рейтинг от второго агентства означает, что Россия покинула инвестиционную категорию - если оценка трех агентств разная, то рейтинг двух из трех считается довлеющим.

Отказ от договора с эмитентом по поддержанию рейтинга не означает автоматического прекращения рейтингования. Рейтинговые агентства могут продолжать рейтинговать эмитента дистанционно, т. е. без контактов с ним, на основе информации из открытых источников - такая практика существует в отношении и компаний, и государств. Например, из 129 стран, рейтингуемых агентством S&P, у 18 - так называемый unsolicited rating (дистанционный). Среди таких стран - Германия, Франция, Швейцария, Италия, Япония, Сингапур, Турция, Великобритания, США. Поддержка рейтинга без контракта с эмитентом продиктована, как правило, интересами инвесторов и, кроме того, для присвоения рейтингов компаниям-эмитентам важно иметь суверенный рейтинг их страны, объяснил представитель S&P.

Европа, США - довольно большие рынки и в отношении их достаточно публичной информации для того, чтобы дистанционная оценка была корректной, говорит директор по региональным рейтингам агентства «Рус-рейтинг» Антон Табах. Тем не менее это не избавляет от скандалов: европейские и американские чиновники нередко реагируют на негативные рейтинговые действия так же, как российский Минфин, и даже еще эмоциональнее - например, итальянский парламентарий предлагал вообще запретить публиковать рейтинги, а чиновники Австрии и Германии - создать европейские рейтинговые агентства, чтобы не полагаться на американские. Белый дом, впрочем, тоже высказывал недовольство ухудшением прогноза по рейтингу, а за завышенные, по его мнению, перед кризисом 2008 г. рейтинги даже подал на S&P в суд. Европарламент после кризиса ужесточил регулирование деятельности рейтинговых агентств - в частности, публиковать суверенные unsolicited rating они могут не менее двух, но не более трех раз в год и только строго по расписанию.

Оценка рынка

Рынок оценивает Россию хуже рейтинговых агентств: доходности по российскому долгу на две-три ступени ниже инвестиционного рейтинга, российские CDS на шестом с конца месте среди 66 стран - хуже только Венесуэла, Украина, Греция, Кипр и Пакистан.

Дистанционные корпоративные рейтинги обычно бывают ниже, чем «контактные», у всех трех мировых агентств: как показало исследование рейтингов компаний и банков за 1996-2006 гг. экспертами Frankfurt School of Finance & Management, Goethe-University Frankfurt и European Business School, одна из причин занижения - недостаточная прозрачность эмитентов. К такому же выводу пришли эксперты Loyola College in Maryland и Towson University, проанализировав дистанционные рейтинги японских эмитентов.

Но для компаний дистанционный рейтинг скорее редкость, а в отношении стран это нормальная практика, говорит Табах. Однако для России unsolicited rating, скорее всего, был бы хуже, полагает он, поддерживать контакт с агентствами в ее интересах. Основная проблема с такими странами, как Россия, не недостаток информации, а те ощущения, которые агентства получают при общении с чиновниками в отношении экономических и финансовых перспектив страны, говорит директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев: «Вопрос не в фундаментальных показателях, а в будущем - из-за хаотично формируемой антикризисной политики, метаний Центробанка плюс еще ситуации на Донбассе складывается в итоге довольно неприглядная картинка». Сейчас рейтинг определяют не экономические, а политические факторы, заключает он. И Минфину тоже обижаться не на кого: «А что было неожиданного [в снижении рейтинга России]? Минфин сдал в Госдуму заведомо нереалистичный бюджет, страна второй месяц без бюджета, с непонятным секвестром - на что обижаться?»