ФАС изменит методику контроля за ценами

Компаниям не будет грозить оборотный штраф, если внутренние цены окажутся выше экспортных
Д.Абрамов/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) изменит методику контроля за ценообразованием и не будет сравнивать цены на внутреннем рынке с экспортными, рассказал «Ведомостям» представитель ведомства. Отечественные производители смогут, не опасаясь оборотного штрафа (1–15% от выручки на конкретном рынке), снижать цены, если это нужно для выхода на внешние рынки или расширения доли на них, пояснил он. Поручение защитить экспортеров было дано ФАС по итогам совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова в начале февраля (копия протокола есть у «Ведомостей»). Такое поручение было, подтверждает представитель секретариата Шувалова.

Сейчас для проверки внут­ренних цен ФАС использует минимальные экспортные, рассказывает сотрудник металлургической компании, служба постоянно предъявляет претензии производителям, которые занимаются экспортом, особенно в Китай. Например, НЛМК продавал в Китай электротехническую сталь дешевле, чем в России, вспоминает Николай Вознесенский из Goltsblat BLP, ФАС сочла это нарушением, но суд НЛМК выиграл, так как такой способ расчета монопольно высокой цены предусмотрен не законом, а методическими рекомендациями ФАС. Фактически эти нормы методички были признаны противоречащими закону, заключает Вознесенский. НЛМК выиграл в апреле 2014 г. процесс в кассации, в июне 2014 г. это решение было подтверждено Высшим арбитражным судом. Даже если российская компания занимает доминирующее положение, ФАС не вправе использовать экспортные цены в качестве ориентира для проверки внутренних, настаивает Екатерина Леоненкова из «Яковлев и партнеры».

Устранить норму из методических рекомендаций все равно нужно: риск быть оштрафованным за агрессивную ценовую политику на внешних рынках сохраняется, считает член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов. Необходимо ограничить применение этих норм исключительно сырьем, категоричен он. Это уступка бизнесу на Дальнем Востоке, где нерентабельно начинать производство, не имея выхода на азиатские рынки, отмечает Вознесенский.