Более трех тысяч раз слово «миссия» прозвучало на конференциях в 2014 г.

Работодатели изо всех сил пытаются привнести новые смыслы в ежедневную рутину
На мероприятии для инвесторов Harley-Davidson Motor в 2013 г. директор по маркетингу рассказывал, что «бренд Harley-Davidson преследует куда более высокие цели, чем производство мотоциклов»/ Daniel Acker/ Bloomberg

Работа сотрудников компании Travelzoo заключается в том, что они подбирают для клиентов выгодные авиабилеты или предложения отелей. Но если послушать, как менеджеры рассказывают о своей работе на летучках, то окажется, что поиск дешевого тура на Карибы служит высшим целям. Например, помочь кому-то оправиться после смерти близкого человека или найти вторую половину. «Если бы мы все путешествовали, мир на земле был бы куда крепче», – говорит сотрудникам гендиректор турфирмы Крис Лафлин. Может ли сегодня работа быть просто работой – без высокой цели? Получается, уже нет.

Компаниям приходится иметь дело с молодыми сотрудниками, которые хотят делать нечто большее, нежели добывать для фирмы деньги. Но и старая гвардия тоже хотела бы видеть в работе больше смысла. Компании давным-давно придумали такой ход, как миссия, чтобы показать, что их интересует нечто большее, чем графа прибылей и убытков. В прошлом десятилетии технологические гиганты вроде Google смогли привлечь ярчайшие умы, призывая изменить мир с помощью строчек кода или управления проектами.

Цель для мотоцикла

Если прислушаться к тому, что провозглашают компании, – окажется, что абсолютно любой продукт и услуга творит благо в интересах всего человечества. Так, топ-менеджер компании Kohl в прошлом году заявил на конференции, что, если ритейлеры «в своей работе будут ориентироваться на высшие цели», им удастся продать куда больше свитеров и дамских сумочек.

На мероприятии для инвесторов Harley-Davidson Motor в 2013 г. директор по маркетингу рассказывал, что «бренд Harley-Davidson преследует куда более высокие цели, чем производство мотоциклов».

Звучат все чаще

3243 раза прозвучали слова «миссия», «высшая цель», «изменить мир» на встречах и конференциях в 2014 г. против 2318 раз пять лет назад, высчитали специалисты Factiva

Такой инструмент, как цель компании, – еще непаханое поле, с его помощью можно увеличить и лояльность, и вовлеченность персонала, убеждает Брюс Пфау из KPMG, отвечающий за консалтинг в области HR в США.

Фирма пытается придать аудиторскому делу мировое значение. Инициатива началась с выходом видео, где лидеры компании с гордостью заявляют, что фирма приложила руку к выборам Нельсона Манделы и концу апартеида в ЮАР, запуску первой космической станции НАТО и освобождению заложников в Иране в 1981 г. «Мы можем считать себя каменщиками или строителями кафедрального собора», – рассказывал на видео глобальный председатель компании Джон Вейхмейер. Работникам предложили поддержать начинание, рассказав устно или с помощью плаката, как их работа влияет на мир. Набралось 42 000 образцов народного творчества.

Большинство инертно

Однако множеству работников по душе быть винтиком в машине, а не строителем собора. Только около трети сотрудников считают работу своим призванием, а две трети не видят особого смысла в своих обязанностях, говорит Ами Резнески, адъюнкт-профессор школы менеджмента Йельского университета. При этом те, кому удается разглядеть в своей работе высшее предназначение – будь он хоть банкир, хоть вахтер, – получают большее удовольствие от исполнения обязанностей, проводят на работе куда больше времени и реже отсутствуют на рабочем месте, продолжает Резнески.

Один из налоговых консультантов KPMG из Филадельфии на условиях анонимности признался, что то самое видео заставило его задуматься о бессмысленности его ежедневной работы. Кампания и плакаты ставили вопросы вроде «Если ты действительно стремишься к изменениям, то почему все еще сидишь здесь», вспоминает он. У него только окрепло стремление уйти из компании и заняться по-настоящему полезным для остального мира делом.

В октябре исследование компании установило, что, если начальник не уставал повторять о влиянии KPMG на общество, его подчиненные на 42,4% чаще отзывались о фирме как об отличном месте для работы. Если менеджер пропагандировал цели компании, 68% сотрудников практически не задумывались о поисках вакансий вне KPMG. У менеджеров, менее расположенных к подобным беседам, эта доля падала до 38%.

Придать ускорение

Juniper Networks большую часть прошлого года занималась снижением издержек, сокращением персонала и борьбой с активистами-акционерами. Через два дня после объявления об убытках в IV квартале менеджеры собрали сотни работников под огромным тентом, прозванным «Дом высоких устремлений». «Конечно, мы делаем потрясающие роутеры и коммутаторы, – говорил на встрече с работниками гендиректор компании Рами Рахим. – Но на самом деле мы трудимся для того, чтобы помочь медикам найти лекарство от смертельных болезней. Мы работаем, чтобы ученые нашли экологические источники энергии, которые сделают планету лучше. Мы несем свет образования в страны третьего мира».

Компания опросила работников, кто из коллег им больше помогает и с кем у них самые доверительные отношения. Было отобрано 500 самых социализированных сотрудников, которых попросили собрать группу по 20–25 человек и поговорить о миссии компании. Самые яркие цитаты этих разговоров были потом выложены во внутренней социальной сети Juniper, рассказывает гендиректор компании Крис Эрнст. «Когда у тебя в распоряжении 9000 человек, стремящихся к целям большим, нежели удовлетворение личных потребностей, они способны прорваться через огонь и медные трубы», – уверен Эрнст.

Общая цель вдохновляет и объединяет сотрудников турфирмы Travelzoo по всему миру, говорит Лафлин. Правда, одна топ-менеджер призналась Лафлину, что ходит на работу не ради получения удовольствия: «Для нее работа – это работа. Не каждый сотрудник стремится изменить мир», – разводит руками гендиректор.

WSJ, 24.02.2015, Антон Осипов