Россия снова хочет видеть иностранцев на стратегических месторождениях

Облегчение доступа к добыче не означает немедленного роста инвестиций

С одной стороны, любопытно, какими нормативными актами будут регулироваться особые условия именно для китайских партнеров. С другой стороны, китайцы как прекрасные переговорщики и так выбивают себе особые условия в контрактах с российскими сырьевыми госкомпаниями, будь то «Роснефть» или «Газпром». К тому же Китай может выбирать: он активно разрабатывает месторождения углеводородов в Нигерии, Судане, Анголе и Венесуэле, получает газ по трубопроводу из Туркмении (мощность в ближайшее время может быть увеличена). Скажем, сделка CNPC с «Роснефтью» по Среднеботуобинскому месторождению сорвалась, стороны не договорились о цене.

Либерализация доступа иностранных инвесторов к стратегическим месторождениям полезных ископаемых была бы очень полезна в ситуации кризиса, технологических и финансовых ограничений, с которыми сталкиваются российские компании. Впрочем, это условие необходимое, но недостаточное.

Минприроды намерено смягчить ограничения для иностранных инвесторов, готовых работать на стратегических месторождениях. Министерство предложило допустить приобретать им долю до 25% в стратегических месторождениях без специальных разрешений и до 49% – после одобрения правительственной комиссии. Поправки в закон «О недрах» внесены в правительство. С 2008 г. в России действует ограничение доли иностранцев в стратегических месторождениях 10%, норма готовилась в тучные годы, когда казалось, что цена на нефть будет расти всегда и надо лишь грамотно делить ренту внутри страны.

В 2015 г. реальность другая. В начале февраля Минэнерго заявило, что около 15% нефтегазовых проектов в 2015 г. может быть отложено из-за низких цен на нефть и сокращения инвестиций в добычу. Затраты на добычу на зрелых месторождениях за последние годы удвоились. Западные санкции ограничивают финансовые и технологические возможности российских добывающих компаний. Отмена драконовской нормы о 10%-ном ограничении назрела, это необходимая мера, способная облегчить модернизацию отечественной нефте- и газодобычи, отмечает партнер RusEnergy Михаил Крутихин.

Вложения в добычу окупаются не сразу. Чтобы привлечь крупные инвестиции из-за рубежа, либерализации доступа к месторождениям недостаточно.

Хорошо бы перестать воевать и добиться снятия санкций. И уж как минимум придется прекратить регулярные «налоговые маневры» в отрасли и ситуативную правку законов. Даже для китайских инвесторов, на которых российские власти сейчас надеются прежде всего. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил в пятницу, что не видит политических препятствий, для того чтобы «китайские друзья» получали контроль на стратегических месторождениях (кроме шельфа). В сентябре 2014 г. об отсутствии ограничений «для китайских партнеров» говорил Владимир Путин. Правда, чиновники среднего звена не знают, как работать с китайскими инвесторами, пишет в русском Forbes руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев.