Балет Москва и Балет Сьюзан Фаррел совместно станцевали Баланчина

Российско-американский вечер сотворчества прошел на ЗиЛе
Американские танцовщики исполнили в Москве отборного Джорджа Баланчина – например, «Движения» на музыку Стравинского/ Rosalie O’Connor

Обычно чествование великих – у нас прерогатива не менее великих. Но в прошлом году, когда мир отмечал 110-летие главного хореографа ХХ в., у российских академических гигантов были свои проблемы. Зато скромный «Балет Москва», в последнее время переживающий второе рождение, полтора года готовил посвященный Баланчину международный проект. Добившись поддержки посольства США, москвичи организовали совместный вечер с Балетом Сьюзан Фаррел.

Приглашенная труппа, базирующаяся в вашингтонском Кеннеди-центре, привлекает к себе внимание в первую очередь именем руководительницы – легендарной музы Баланчина, а также доставшимся ей от хореографа «приданым» – эксклюзивным репертуаром, часть которого невозможно увидеть даже в New York City Ballet. «Балет Москва», основанный в 1989 г., в два раза старше американской компании, но все эти годы он существовал на обочине столичной балетной жизни и сейчас переживает активное «переформатирование», одним из свидетельств которого и стало чествование Баланчина.

Тренирующая муза

Сьюзан Фаррел хорошо знают в России. Совсем юной она участвовала в первых гастролях New York City Ballet в СССР. В 1990-х работала в Большом и Мариинском театре как представитель Фонда Баланчина, передавая российским танцовщикам его балеты.

Претендовать на включение в репертуар постановок этого классика «Балет Москва» не может ни по творческим, ни по финансовым обстоятельствам – слишком дорогое удовольствие. Но руководители театра нашли возможность дать своим танцовщикам возможность прикоснуться к этому наследию, без которого сложно сформировать современных балетных артистов. Пригласив американскую компанию, «Балет Москва» дал возможность увидеть раритетные Monumento per Gesualdo и Movements for piano and orchestra на музыку Стравинского, обычно исполняющиеся вместе. Сам же взял на себя «Концерт для скрипки с оркестром» на музыку Чайковского в постановке Пола Мехии, последователя Баланчина. Но не ограничился очаровательным балетом, вошедшим в репертуар два года назад, а дополнил программу Дивертисментом к опере «Идоменей» на музыку Моцарта в постановке Георгия Алексидзе. Этот грузинский хореограф в молодости оказался настолько впечатлен достижениями своего легендарного соотечественника, что, как и Мехия, всю свою жизнь стремился развивать его идеи. В 1960-х Алексидзе считался одним из самых талантливых постановщиков своего поколения, однако его творческие интересы категорически не совпадали с магистральной линией советского балета, поэтому работал он преимущественно в провинции. Его спектакли давно исчезли со сцены. Чтобы возобновить один из них, «Балет Москва» пригласил из Тбилиси на постановку дочь хореографа Мариам Алексидзе, которая передала труппе 15-минутный одноактный спектакль. Он основан на модернизированной классической лексике и поставлен всего для семерки танцовщиков, образующих то два трио, то трио и квартет, что позволяет хореографу придумывать остроумные композиции и в то же время скрывать ограниченные возможности танцовщиков. Среди них нет солистов уровня Большого и Мариинского театров, но есть заинтересованные артисты, тщательно и любовно артикулирующие каждую хореографическую фиоритуру.

О новом «Балете Москва» свидетельствует и тот факт, что его танцовщики взяли на себя не только изящный Дивертисмент к опере «Идоменей» и многолюдный Скрипичный концерт Чайковского, но и составили сложный корифейский антураж Monumento per Gesualdo. Благодаря этому артисты получили не только возможность все-таки попробовать себя в хореографии Баланчина, но освоить ее под руководством балерины, для которой она и создавалась. И начали они не с понятной, как сон о «Жизели», «Серенады» или имперской «Темы с вариациями», а с «черно-белого» Баланчина, хореографа изощренного ритма и любителя причудливых поддержек и обводок. Оба привезенных балета исполнялись под фонограмму, так что надежд на то, что компьютер придержит или ускорит темпы, не было. В этой ситуации артисты «Балета Москва» хотя и танцевали с очевидным русским акцентом, сурово, как перед лицом Гаагского трибунала, но довольно ловко копировали чуть вытянутые в локтях, с брошенными кистями американские руки и колкие «стаккатные» ноги, которые демонстрировали представители Балета Сьюзан Фаррел. Это позволяло легко сосредоточиться на достоинствах самой хореографии, каллиграфически ясной и прозрачной, как большинство работ Баланчина этого периода. Так что если «Балет Москва» и в дальнейшем сможет показывать мало известные у нас раритеты, для публики не будет проблемой выучить дорогу в ЗиЛ.