В фильме «Диор и я» мир высокой моды показан в жанре производственной драмы

Картина рассказывает о первой коллекции дизайнера Рафа Симонса для дома Dior
Для Рафа Симонса, впервые работающего над коллекцией от-кутюр, доделывать платье в последний момент – в новинку/ Beat Films

Все фильмы о моде кончаются одинаково: дефиле, триумф модельера, сделавшего революционную коллекцию, много красоты и слезы на глазах.

А до этого обычно показывают историю восхождения к вершине. В случае художественного фильма сюжет расцвечивается пикантными деталями личной жизни кутюрье, как в недавнем размашистом байопике Ива Сен-Лорана, который любил мужчин, алкоголь и наркотики и неизменно давал своим бульдогам кличку Mоujik, а режиссер Бертран Бонелло сладострастно показывал весь этот декаданс. Документальный «Диор и я» – полная противоположность такому подходу.

Раф Симонс и кино

В 2009 г. Симонс сделал костюмы для Тильды Суинтон в мелодраме Луки Гуаданьино «Я – это любовь». Сейчас у Гуаданьино и Симонса новый совместный проект – экранизация романа Дона Делилло Body Art. На этот раз дизайнер придумывает костюмы для Изабель Юппер и Сигурни Уивер.

Это строгая производственная картина о том, как бельгийский дизайнер прет-а-порте Раф Симонс пришел в модный дом Christian Dior делать свою первую коллекцию от-кутюр. Сам Симонс – вежливый, спокойный, мягкий, не повышающий голоса человек в джемпере – ломает стереотип об эксцентричном творце высокой моды. Интрига фильма «Диор и я» в том, что новую коллекцию надо сделать в сжатые сроки, а Симонс, пришедший в дом Dior из мира мужского прет-а-порте, мало того что впервые работает над платьями от-кутюр, должен еще установить отношения с трудовым коллективом. Женщины (и несколько мужчин), занятые отрисовкой эскизов, кройкой и шитьем, отдавшие модному дому практически всю жизнь, – такие же герои фильма, как и Симонс. Они, с одной стороны, коллективный Диор, хранители традиций и духа модного дома (оставаясь на работе допоздна, некоторые даже слышат, как по коридорам ходит призрак самого месье Диора). С другой стороны, в этих лицах, руках, интонациях – вся повседневность, рутина мира высокой моды, и режиссер Фредерик Ченг старается познакомить зрителя почти с каждым сотрудником, спросить, что они думают о своей работе, Кристиане Диоре и новом креативном директоре Симонсе. Тем временем Раф Симонс изучает архивы модного дома 1947–1957 гг. и ищет вдохновение в классическом диоровском стиле new look. Читает дневники Диора и находит их настолько трогательными и созвучными собственным мыслям, что вынужден отложить чтение. «Диор и я» показывает Рафа Симонса человеком чувствительным и деликатным. Но, разумеется, твердым в принятии решений. Не столько смелым художником, сколько чутким руководителем и ценителем искусства (один из самых впечатляющих элементов его первой коллекции для Dior – одежда с принтами написанных аэрозолем картин американского художника Стерлинга Руби). Любопытно, что Симонс не рисует эскизы собственноручно. Он предлагает идею, а детализацией занимаются другие.

Фильм Ченга стремится походить на главного героя. Быть вежливым, разумным, элегантным, ни в чем не заступать за границы хорошего вкуса в эпоху, когда само это понятие поставлено под сомнение, а нарушение любых границ стало обычной художественной практикой. «Диор и я» показывает рутинный процесс производства красоты. Конечно, с неизбежным финальным фейерверком-дефиле – в старинном особняке, обильно декорированном живыми цветами. Но ограничивать потенциальную аудиторию фильма кругом поклонников высокой моды было бы несправедливо хотя бы потому, что одна из его важных сюжетных идей – демократизация мира Haute couture. Картина Ченга, пожалуй, могла бы даже называться «Диор и мы».

В прокате с 5 марта