Какие ошибки привели «Аэрофлот» к первым убыткам с 2000 г.

На попытках застраховаться от роста цен на авиатопливо могли потерять и другие авиакомпании

«Аэрофлот» застраховал 70% потребления топлива, исходя из средней цены нефти за 2014 г. Но сейчас нефть на 40% дешевле средней цены 2014 г. Пока убыток от этих деривативов – бумажный, который никак не влияет на денежные потоки компании, но, считают аналитики Газпромбанка, он вполне может стать физическим при наступлении срока истечения опционов в конце года. На попытках застраховаться от роста цен на авиатопливо могли потерять и другие авиакомпании, предупреждают аналитики JPMorgan. Для «Аэрофлота» же убытки от опционных договоров по топливу – только часть. «Аэрофлот» потерял деньги из-за девальвации и на валютных свопах.

«Аэрофлот» впервые оказался в минусе – убыток перевозчика за 2014 г. составил 17,1 млрд руб. против прибыли в 7,3 млрд руб. годом ранее. Это первый убыток компании с 2000 г. И дело не в резком снижении пассажиропотока или сильном повышении цен на топливо. Причина – в отрицательных курсовых разницах и переоценке деривативных инструментов. Больше всего «Аэрофлоту» помешали опционные договоры, заключенные с банками для снижения риска роста цен на топливо. За 2014 г. убыток по ним признан в сумме 9,4 млрд руб.

Стремление сэкономить на авиатопливе, на которое (по разным оценкам) приходится около 40% в стоимости билета, понятно. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 2 марта тонна авиакеросина стоила 31 449 руб., с 9 февраля цена подскочила на 22,2%. Более того, мартовская цена выше, чем год назад, несмотря на то, что тогда нефть сорта Brent стоила больше $100 за баррель (сейчас – около $60).

Конечно, правильный прогноз дать сложно. Как вчера сказал министр нефти Саудовской Аравии Али ан-Наими, «если бы я пытался прогнозировать будущие цены на нефть, я был бы не в Германии, а в Лас-Вегасе» (цитата по Reuters). Деривативные инструменты – распространенная вещь, но, как правило, они не приносят выгоды, признает сотрудник инвестбанка (хотя есть и исключения: UC Rusal выиграла от форвардных контрактов на поставку нефтяного кокса $45 млн).

Удивляет, что при очевидном просчете «Аэрофлот» (вместе с авиакомпанией «Сибирь») открыто призывает государство воздержаться от адресной поддержки оказавшейся в сложной ситуации «Ютэйр». Гендиректора «Аэрофлота» Виталий Савельев и «Сибири» Владимир Объедков написали в конце декабря первому вице-премьеру Игорю Шувалову: «Ютэйр» несколько лет проводила «политику бессистемной экспансии на фоне растущего рынка, не уделяя должного внимания вопросам эффективности бизнеса». «Аэрофлот» и «Сибирь» готовы были безвозмездно перевезти пассажиров «Ютэйр», если бы она прекратила полеты с 12 января.

Конкуренция есть конкуренция, и никто никому ничего не должен. Но вот эта безапелляционность в отношении другой авиакомпании при собственных очевидных ошибках выглядит дико. Даже суровые металлурги не призывают государство обанкротить многострадальный «Мечел», а активы – раздать. Все-таки немного цеховой солидарности национальному перевозчику не помешало бы. Потому что еще неизвестно, что будет в конце года, если цены на нефть все-таки не вырастут, а действие опционных договоров истечет.