Валерий Фокин превратил пьесу Толстого «Живой труп» в «Третий выбор»

Петр Семак сыграл сильного героя, выбравшего непротивление
Петр Семак играет героя, выбравшего бездействие/ Катерина Кравцова

В 2007-м Фокин проделал над хрестоматийным «Живым трупом» операцию почти что по перемене пола. Произвел резекцию цыган – главной лирической линии: ведь Лев Николаевич Толстой назойливо категоричен в навязывании своих симпатий и антипатий – если он ненавидит балет и упивается охотой или цыганской песней, значит, и весь мир должен ненавидеть и упиваться. А режиссер цыганку Машу переделал в курсистку, которая, как и положено русской женщине, полюбила непутевого, пьющего, безвольного, но доброго и чистого сердцем мужика. Таким – самым обыкновенным отечественным забулдыгой – его играл Сергей Паршин.

Нынче, во второй редакции, Протасову по-прежнему противостоит мир ослепительно прекрасного бездушного Петербурга. Декорация Александра Боровского выстроена на сцене Александринского театра из парадных лестниц с роскошными металлическими орнаментами перил, повисших в холодной пустоте, из таких же парящих площадок – там обитают князья, камергеры, действительные статские советники, лощеные дамы, вышколенная прислуга (особенно точны и выразительны жена Феди Лиза Протасова – Юлия Марченко – и ее новый муж Каренин – Андрей Матюков). А Федя по-прежнему ютится в каком-то подполье – его обнесенная металлической сеткой конура с гудением выдвигается из оркестровой ямы. На сцену он поднимется лишь после мнимого самоубийства – чтобы произнести (в трактире, в пьяной исповеди художнику Петушкову) слова, теперь для Фокина ключевые, в первой редакции он их вымарал, а сейчас не только вернул, но и вынес на афишу. Протасов говорит: «Всем ведь нам в нашем кругу, в том, в котором я родился, три выбора – только три: служить, наживать деньги, увеличивать ту пакость, в которой живешь. Это мне было противно, может быть, не умел, но, главное, было противно. Второй – разрушать эту пакость; для этого надо быть героем, а я не герой. Или третье: забыться – пить, гулять, петь. Это самое я и делал». Спектакль называется «Третий выбор».

Зрелый возраст

Петр Семак дебютировал на Александринской сцене в предыдущем спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего». 13 и 14 марта МДТ отмечает 30-летие легендарных «Братьев и сестер» Льва Додина, после чего роль 18-летнего Мишки Пряслина уйдет из репертуара Семака, на смену ей пришли Арбенин и Протасов.

Смысл его во многом определяется выбором актера. Для «Живого трупа» вообще кастинг важен как мало для какой пьесы. У Толстого Федя и вправду не герой – выдающаяся в нем разве что сверхчувствительность ко лжи и фальши, в остальном у него довольно совести, чтобы признавать свою вину, но недостаточно воли, чтобы вести себя иначе (попросту не пить, мучая жену с маленьким ребенком). Но начиная с публикации драмы в 1911 г. тут же сложившаяся сценическая традиция трактовала Протасова как абсолютного героя, и когда, к примеру, в этой роли на сцену Александринки выходил великий трагик Николай Симонов, он уже в силу своей богатырской фактуры и пламенного темперамента поднимался над окружающими. Почему пьет человек заурядный, ничем особо не примечательный – вопрос, конечно, интересный, но не слишком, потому, честно говоря, не слишком интересной была и первая редакция спектакля Фокина. Почему так поступает человек, наделенный силой, талантом и красотой, – вопрос спектакля нынешнего. На роль Протасова режиссер пригласил Петра Семака, ученика Льва Додина и одного из первых артистов его прославленной труппы – Малого драматического театра – Театра Европы.

«Для этого надо быть героем» – а Семак как раз герой первостатейный. Матерый человечище, как выразился некто Ленин про самого Толстого. И этого никак не меняет бомжеватый облик: бесформенные штаны, стоптанные ботинки, щетина. Даже в его спине (первые сцены он проводит лежа и отвернувшись от зала) чувствуется чугунная, каменная мощь. И когда он пытается застрелиться – это ничуть не позерство, ему какой-то микроскопической доли решимости не хватило (актер захватывающе играет эту сцену). В общем, он, несомненно, мог бы «разрушать эту пакость», а не делает этого не за неспособностью, но потому, что сознательно выбирает не путь зла, но и не путь борьбы с ним. Он выбирает изъятие себя из этого мира.

Перерыв заседания суда – финальный сбор всех персонажей, изысканная музыка Леонида Десятникова, стилизовавшего «Не вечернюю», превращается в саму эту цыганскую песню с надрывом и чуть ли не скрежетом, Федя с пистолетом скрывается в кабине лифта, та взмывает, выстрел... Искусство Валерия Фокина никогда не было склонно к оптимистическим выводам и прогнозам, но сейчас оно говорит об окончательной безнадежности.