Украина опережает Россию по уровню экономического несчастья

Несчастье россиян вообще мало зависит от прозаических материальных показателей

Макроэкономические показатели, оценивающие не только динамику ВВП, но также уровень удовлетворенности людей, очень популярны. Рейтинг несчастья (Miserable Index), предложенный в начале 1970-х американским экономистом Артуром Окуном, на них не похож. Он не сложнее, а проще, так как использует всего два показателя, складывая уровни инфляции и безработицы. В этой простоте и состоит его главное преимущество – он убедительно показывает динамику социально-экономических процессов и настроения наиболее социально незащищенных слоев общества. По Окуну, когда показатель превышает 20, несчастье может плеснуть через край и граждане способны на активный протест. Рейтинг был очень популярен в США при Никсоне и Рейгане, выступая наглядным инструментом публичной политики.

Во вторник свой рейтинг несчастья по методу Окуна представило агентство Bloomberg. Пятерка лидеров – «больные люди» мировой экономики: Венесуэла, Аргентина, ЮАР, Украина и Греция. Индекс Bloomberg – это индекс ожиданий, в его основе прогнозы на текущий год. Неблагополучие Украины – следствие противостояния на Юго-Востоке и внутриэкономических проблем. В 2015 г. безработица на Украине вырастет с 8,9 до 9,5%, а инфляция – на 17,5% в сравнении с 24,9% в декабре 2014 г.

Россия на 7-м месте, и ее неблагополучие скорее всего недооценено. По оценкам Минэкономразвития, безработица в 2015 г. может вырасти с 5,2 до 6,5%. Однако, по словам экономистов, в России набирает силу скрытая безработица (когда люди сохраняют рабочие места, но перестают получать зарплату), а ее рейтинг не учитывает.

Прогнозы по российской инфляции разнятся от 17,5% (Morgan Stanley) до 12,5% (Минэкономразвития в январе). В прошлом году она составила 11,36%.

Разный состав потребительской корзины, по которому рассчитывается инфляция, и неодинаковое качество данных по безработице в разных странах мешают сопоставлениям. Индекс показателен, если он ведется много лет в одной стране, как это было в США, или в группе близких стран.

В конце 2000-х экономисты Роберт Барро и Стив Ханке добавили к числу характеристик размер процентной ставки по кредиту и динамику роста ВВП и значительно расширили выборку. В соответствующем рейтинге, который подсчитывает Институт Катона, в 2013 г. Россия была на 47-м месте, а Украина на 31-м, в 2014 г. они переместились соответственно на 42-е и 4-е. В чем рейтинги сходятся, так это в лидирующем положении Венесуэлы и Аргентины.

Однако несчастье россиян трудно поддается такого рода измерениям, так как держится не на прозаических материальных показателях. По последним данным ВЦИОМа, хотя удовлетворенность россиян своей жизнью и материальным положением в последние месяцы снижается (с начала года – на 4 и 5 пунктов), зато оценки экономического положения страны и одобрение политического курса выросли (с 11 до 19% и с 19 до 32%).