Бронирование авиабилетов может прекратиться с сентября

Авиакомпании могут остановить бронирование и продажи с начала сентября из-за закона о персональных данных
Е.Разумный/ Ведомости

Ассоциация просит Титова обратиться к президенту Владимиру Путину, чтобы тот поручил правительству «подготовить изменения в закон <...> в части установления особенностей его применения в отношении гражданской авиации». Нужно уточнить практику применения закона для авиакомпаний, возможно – перенести сроки его вступления в силу, объяснил представитель ассоциации. «Трансаэро», S7 и «Ютэйр» поддерживают обращение, подтвердили их представители. Представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев. «В существующем виде закон о персональных данных фактическим неисполним, либо же его реализация в такой редакции, прямое следование его букве, приведет к непредсказуемым последствиям <...> Будем просить президента и правительство скорректировать закон», – передал слова Титова представитель.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта попросила бизнес-омбудсмена Бориса Титова посодействовать внесению изменений в закон о персональных данных (копия письма есть у «Ведомостей»). По закону, принятому в прошлом году, использование (запись, хранение, извлечение) данных российских граждан с 1 сентября 2015 г. возможно только через базы данных, расположенные в России.

Вступление закона в силу с 1 сентября может привести к остановке бронирования и продаж, предупреждают перевозчики. Билеты бронируются через одну из глобальных систем: Amadeus, Gabriel, Sabre, Galileo. Чтобы выполнить требования закона, нужно согласие провайдеров этих систем на их размещение в России – до сентября сделать это невозможно, объясняют перевозчики. Закон – проблема для код-шеринговых соглашений: российские компании лишатся возможности обмениваться данными пассажиров с иностранными партнерами. В России две свои системы бронирования: «Сирена-2000» и TAIS CRS. Но, по мнению технологов ведущих авиакомпаний, по функциональности они мало подходят, например, «Аэрофлоту», говорит представитель Минтранса. «Даже если такой продукт в России появится, по предварительным оценкам, для миграции авиакомпаний в российскую систему потребуется от одного до трех лет», – сказал он. «Ростех» разрабатывает единую расчетную систему гражданской авиации, включая систему бронирования. Переговоры идут с несколькими крупными игроками, конфигурация проекта будет определена в ближайшее время, сказал представитель «Ростеха».

Реализация закона обсуждалась с авиакомпаниями и системами бронирования, рассказал представитель Роскомнадзора. По его словам, альтернатив несколько: перевозчики могут собирать и обрабатывать информацию на своих серверах, или системы бронирования до 1 сентября построят серверы в России, или будет создана национальная система бронирования.