В 2014 году в Россию было поставлено меньше серверов, но в долларах рынок вырос

Заказчики могли закупать серверы впрок на случай санкций
Д.Абрамов/ Ведомости

Российский рынок серверов в 2014 г. вырос на 2,4% до $926 млн, несмотря на уменьшение их поставок в штуках на 5,6% до 143 000. Об этом говоритcя в отчете IDC. В октябре – декабре 2014 г. поставки составили 25,6% от годового показателя – 36 600 серверов, что на 2,6% меньше, чем в IV квартале 2013 г. Зато в деньгах рынок в IV квартале вырос год к году на 6,2% до $278,17 млн.

Схожая тенденция была и в III квартале 2014 г. По данным IDC, в июле – сентябре по сравнению с III кварталом 2013 г. количество поставленных в Россию серверов сократилось на 7,9% до 33 383 серверов, а объем поставок в денежном выражении вырос на 3,9% до $222,26 млн.

Рост рынка в денежном выражении был вызван спросом со стороны госорганов и финансового сектора на серверные RISC-решения, объясняет старший аналитик IDC Михаил Попов. RISC (reduced instruction set computer) – это архитектура процессора с ограниченным набором команд. Если оптимизировать под нее операционную систему (чаще всего этой системой является Unix), можно существенно ускорить работу сервера, объясняет предправления компании «Айти» Тагир Яппаров.

Сбербанк подготовился

В начале декабря 2014 г. Сбербанк объявил конкурс на закупку серверов Hewlett-Packard стоимостью $30,27 млн (1,61 млрд руб. по курсу ЦБ). Представитель банка объяснял закупку намерением повысить производительность систем, обслуживающих клиентов. А еще серверы нужны также для нескольких новых проектов банка, уточнял он. По мнению собеседника «Ведомостей» в одном из системных интеграторов, закупка связана не только с ожиданием ужесточения санкций, но и с плановой заменой, поскольку банк давно не покупал серверы.

Такие серверы закупаются для решения задач аналитики больших данных (big data) и выполнения вычислений в оперативной памяти (необходимые для обработки больших массивов данных в реальном времени), поясняет Попов. По его словам, стоимость такого сервера может достигать $2–3 млн. Лучше других продавались решения на платформах IBM и Oracle. Обычные серверы на Intel-платформе справляются с этими задачами не так эффективно, говорит Попов. В отличие от серверов с традиционной архитектурой потребители высокопроизводительных Unix-систем не видят для них отечественных аналогов и расширяющиеся санкции и сложности в экономике побуждают их торопиться обновить и расширить парк своих решений, уверен Попов. Поэтому Unix-решения показали годовой рост в штуках на 9,4%, а в деньгах – на 21,6%, говорится в аналитике IDC.

Рынок серверов мог расти из-за санкций, соглашается предправления IBS Group Сергей Мацоцкий. Для обычных банковских систем, аналитики и процессинга подходят типовые серверы, на которые санкции не распространяются, объясняет он. Поэтому Мацоцкий предполагает, что спрос действительно мог перераспределиться в пользу высокопроизводительных серверов, которые крупные заказчики закупали впрок. Такими заказчиками могли быть крупные госбанки, например Сбербанк, полагает Мацоцкий.

Яппаров соглашается, что в условиях санкций закупка высокопроизводительных серверов впрок – единственное объяснение того, что количество поставленных на рынок серверов сократилось, а их суммарная стоимость выросла.

В 2015 г. рынок серверов будет расти за счет развития облачных услуг и дата-центров, считает Попов. Впрочем, большого роста количества поставок он не ожидает, поскольку рынок уже стабилизировался.