Коррупция на дороге: не подмажешь – не поедешь

Социолог Антон Олейник о том, как коррумпированность ГИБДД делает российские дороги менее опасными

Есть теория, что коррупция действует как смазка периодически заедающих шестерен бюрократии. В России эта теория отразилась в пословице «не подмажешь – не поедешь». Она обычно понимается фигурально. Но ее можно истолковать и буквально. Не подмажешь – далеко по российским дорогам не уедешь. Парадокс в том, что коррупция способствует увеличению безопасности на российских дорогах. Лишая их при этом шансов стать современными и удобными для пользователей.

Если Россия и в состоянии сегодня предложить на международном уровне конкурентоспособный продукт, то на эту роль прежде всего будет претендовать отечественная коррупция. Индекс восприятия коррупции в России (Transparency International) за весь период наблюдений практически не менялся: 2,8 из 10 в 2004 г., 27 из 100 в 2014 г. (чем выше значение индекса, тем ниже коррупция). Но коррупция на российских дорогах выделяется даже на общем высоком коррупционном фоне. По данным опроса «Левада-центра», проведенного в сентябре 2014 г., россияне считают ГИБДД самым коррумпированным институтом в стране. 36% респондентов уверены, что коррупция в органах ГИБДД «очень распространена». Полиция и государственные вузы далеко позади: 25 и 23% соответственно. Если бы конкурс на лучший символ сегодняшней России состоялся, сотрудник ГИБДД с жезлом был бы в числе фаворитов.

Впрочем, в рукаве формы сотрудников ГИБДД спрятан сильный козырь. На все обвинения в коррумпированности они отвечают: «победителей не судят» – и указывают на динамику количества ДТП и числа погибших в них людей (см. рисунок на vedomosti.ru). Ничего, что до европейских стандартов далеко: среднее число погибших в ДТП в странах ЕС в 2004 г. составило 11,8 на 100 000 человек населения, а в России в 2012 г. – 19,6 (данные по OECD, International Transport Forum, 2014. Road Safety Annual Report 2014). Европа нам ныне не указ. Главное – это позитивная динамика. Следующее поколение россиян уж точно будет жить при дорожном коммунизме.

Оптимизм тружеников жезла и видеокамеры кажется неоправданным. Дело даже не в мелочах – таких, как резкое уменьшение числа зарегистрированных ДТП в 2009 г. в связи с появлением в марте того года возможности не регистрировать в ГИБДД происшествия без пострадавших и значительного ущерба сторонам. Просто «успех» ГИБДД в сокращении аварийности на дорогах достигнут так, что он подрывает надежды на получение в России современных и удобных для пользователей дорог.

Исследователи факторов, влияющих на безопасность на дорогах (Хуа, Ноланд и Эванс. The direct and indirect effects of corruption on motor vehicle crash deaths), отмечают ключевую роль коррупции во всех странах. Не везде она имеет одинаковый эффект. В странах с высоким уровнем доходов на душу населения коррупция способствует снижению безопасности на дорогах – увеличению количества жертв ДТП. Здесь она подрывает принцип равной ответственности за нарушение одного и того же правила, искажает систему стимулов для водителей, позволяя им излишне рисковать.

В странах с низким и средним уровнем среднедушевых доходов эффект коррупции обратный. Она разрушает основы экономического развития и, следовательно, способствует снижению нагрузки на дорожную сеть. Создаваемые коррупцией предпосылки для вседозволенности на дорогах отходят на второй план: при низком уровне экономического развития позволить себе многое могут далеко не все. Здесь коррупция работает на безопасность, подрывая при этом само развитие.

Чтобы проверить, подтверждается ли гипотеза о снижении аварийности в результате коррупции в условиях России – страны со средним уровнем развития и среднедушевых доходов, – я использовал данные ГИБДД и Росстата. Данные собраны сотрудниками ГИБДД тщательно и в удобной для работы форме (возможное объяснение упомянуто выше: это для них главный козырь). Анализ был сделан в региональном разрезе – определены факторы, влияющие на относительное число ДТП и их жертв по регионам в 2010–2013 гг.

Самый интересный и значимый результат касается личного коррупционного опыта. Процент жителей региона, которым пришлось лично столкнуться со взяточничеством в течение года-двух, предшествовавших опросу ФОМа в 2011 г. (ФОМ. Проблема коррупции в России // Доминанты, № 18–19), оказался связан с аварийностью на дорогах. Чем сильнее распространена в регионе коррупция, тем меньше на его дорогах происходит ДТП и меньше количество жертв. В расчет принималось значительное число других переменных – начиная от количества транспортных средств на 1000 человек населения и заканчивая долей молодежи в населении региона.

С точки зрения теории этот результат ожидаем. Коррупция сотрудников ГИБДД повышает уровень безопасности на российских дорогах. Интереснее взглянуть на полученный вывод с практической точки зрения. Чем выше штрафы и сильнее наказания за нарушения ПДД, тем сильнее соблазн заплатить взятку инспектору и думать, что способствуешь не только росту благосостояния его семьи и начальства, но и увеличению безопасности на дорогах. Если нет денег заплатить – лишний раз не поедешь. Видимо, именно в этом и заключается главный секрет успехов ГИБДД в сокращении аварийности и поддержании на высочайшем уровне стандартов коррупционности. Формула российского светлого будущего на дорогах – взятка плюс отсутствие развития.

Автор выражает благодарность руководству ГУ ГИБДД Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и в особенности ОР ДПС ГИБДД УМВД России по Центральному району г.Санкт-Петербурга за содействие в работе над данным материалом. Полные результаты исследования будут опубликованы в № 2 «Вестника общественного мнения».

Автор – сотрудник ЦЭМИ РАН, университета «Мемориал» (Канада)