В спектакле «Братья Карамазовы» петербургского театра «Мастерская» нет виноватых

Режиссер Григорий Козлов научил актеров сочувствию всем без исключения героям романа Достоевского
Вчерашние выпускники Григория Козлова сегодня влились в труппу его театра/ П.Прайс

Григорий Козлов – режиссер и педагог в равной степени. Работу над «Карамазовыми» он начал еще на втором году обучения очередного своего набора в Театральной академии. Потом, после классической русской литературы, студенты прошли школу литературы советской – «Тихий Дон» и игровой, масочной, остро театральной драматургии – «Принцессу Турандот», а теперь, когда курс выпустился и влился в труппу возглавляемого Козловым театра «Мастерская», подробное исследование романа Достоевского довели до цельного большого спектакля.

Педагогические задачи обусловили отношение к великой прозе – в ней постановщику и его актерам интересны не столько философские глубины, сколько живые характеры. А характеры получились на диво живыми. Совсем юные исполнители играют сочно, но не жирно, кладут краски быстрой острой кистью. И буквально брызжут заразительностью и обаянием. Заставляя вспомнить, что герои – тоже люди очень молодые, ведь даже Федору Павловичу всего-то 55, Мите – 26, Алеше и вовсе 20. Антон Момот – Митя напружинен, в три шага пересекает пространство сцены, жесты его энергичны и упруги, и вся пресловутая карамазовская страстность (прежде всего мужская) обретает в нем совершенно убедительное воплощение. В Иване Кирилла Кузнецова эта страстность как бы фрустрирована, скована всякими завиральными идеями, которые так пристали 23-летнему мальчику. Алеша у Федора Климова – нимало не инок, наивная улыбка восхищения миром не сходит с его лица, и кажется, он, как Керубино, влюблен в ту женщину, которую видит в эту минуту.

Клан «козлят»

Григорию Козлову исполнилось 60 лет, из них 20 он преподает, несколько поколений его учеников составляют значительную часть российского театра. На юбилее сцена Дома актера не смогла вместить всех собравшихся «козлят», как в Петербурге привычно называют выпускников профессора.

Впрочем, в таких красоток как не влюбиться – и в Грушеньку Есении Раевской, наделенную ослепительными плечами, сияющими благодаря глубочайшему декольте, и в Катерину Ивановну Веры Латышевой, импозантную и в умильном щебетании, и в мгновенной бешеной ярости, даже в Лизу Хохлакову Натальи Шулиной, которая в реальности восседает, как положено, на инвалидной коляске, в мечтах же парит на качелях, причем дезабилье. По-своему мила даже ее мамаша госпожа Хохлакова – Ольга Афанасьева рисует ее шаржированно, но не карикатурно.

От всей линии «мальчиков» оставлен лишь Мочалка, отец Илюшечки штабс-капитан Снегирев – Дмитрий Житков играет его сильно и достоверно, он один из лидеров в умении (которым, впрочем, владеют здесь все) произносить текст Достоевского в мелодике не современной, а именно XIX в.

Даже патентованные мерзавцы Федор Павлович (Дмитрий Белякин), Смердяков (Андрей Горбатый) и поляк – объявившийся откуда-то былой возлюбленный Грушеньки (Георгий Воронин) поданы сочувственно, в том числе и потому, что характеры в этом спектакле очерчены лишь средствами актерской игры, без всяких париков, бакенбард и толщинок, потому что бы ни вытворяли персонажи, мы всегда видим еще и симпатичных привлекательных людей, которые их изображают. Хотя, конечно, это усложняет задачу актерам – им надо минимумом средств пробудить наше воображение, заставить нас поверить в предлагаемые обстоятельства.

В том числе практически в отсутствие сценографии. В этом главная проблема спектакля. Художник Михаил Бархин попытался выстроить всевозможные места действия: Скотопригоньевск, Мокрое и проч. с помощью черных занавесок, которые с резким звуком то отдергивают, открывая правый или левый край сцены, обставленные скудной мебелью, то так же резко задергивают – аналог кинематографического затемнения. Такой прием функционален и позволяет монтировать эпизоды именно кинематографически, но, увы, это не выразительно и не красиво. Середина сцены – помост, имитирующий гигантский валун, поросший мхом, из которого торчат красноватые столбы, вся конструкция выглядит нарочито-символистской и столь же тяжеловесной, сколь легка и ненатужна актерская стихия.

Санкт-Петербург