Контроль идет за деньгами оборонки

В выгодной в условиях кризиса сфере чиновники пытаются усилить административные риски

Контроль идет за деньгами. Оборонная промышленность – едва ли не единственная отрасль в России, имеющая сегодня гарантии финансирования. На днях замминистра обороны Татьяна Шевцова заявила, что финансирование госпрограммы вооружения (ГПВ) не подлежит сокращению. ГПВ на 2011–2020 гг. стоит около 20 трлн руб., ее доля в структуре бюджета Минобороны выросла с 37% в 2013 г. до почти 62% к 2015 г.

Логично, что внимание государства к эффективности расходования этих средств растет – прекрасно, если удастся создать систему четкого мониторинга движения денег и пресечь попытки воровства. Государству нужно не только грамотно потратить деньги, но и получить современное высокотехнологичное оружие, особенно теперь, когда кругом враги. Несмотря на все попытки последних лет отладить работу по гособоронзаказу, проблем еще много – бывают и срывы контрактов, а штрафные санкции, видимо, не работают так, как хочется. Владимир Путин и его первый зам по военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин еще в 2014 г. начали стимулировать оборонные предприятия угрозами уголовного преследования.

Минэкономразвития, отвечая на поручения президента, разработало законопроект, предполагающий национализацию имущества компаний, нарушающих условия контрактов по гособоронзаказу (подробности сообщила РБК). Это новое слово в законодательстве: общего закона о национализации в России нет, частным случаем является срочный выкуп земель для госнужд (применялся в Сочи). Но законопроект выглядит каким-то мелочным. Речь идет о недвижимости и оборудовании, используемом для выполнения оборонзаказа, – придется оценить не только его, но и ответственность собственника за нарушение контракта, затем что-то делать с оборудованием после отчуждения и т. д. Грубо говоря, государству придется налаживать собственную линию производства оборонной гайки – на это уйдет больше времени, чем на завершение контракта прежним подрядчиком, заплатившим штраф.

Странность еще и в том, что уровень присутствия государства в предприятиях, выпускающих конечную оборонную продукцию, и так около 90%. Что там можно национализировать? И какие стимулы для частных компаний создаст избирательный подход закона? Пока похоже, что в выгодной в условиях кризиса сфере чиновники пытаются усилить административные риски. Что ж, контроль всегда идет за деньгами.