«Новая газета» ждет инвестиций

«Новая газета» не в состоянии на равных конкурировать со СМИ, которые дотируются государством, говорит Муратов/ М.Алешковский/ ТАСС

«Новая газета» может приостановить выпуск, рассказал главный редактор газеты Дмитрий Муратов. «У газеты великолепные медийные показатели, но денег от рекламы и продажи газеты в розницу не хватает на покрытие расходов», – объяснил он «Ведомостям». Если в течение двух месяцев у «Новой» не появятся предложения от инвесторов, ее выпуск будет приостановлен после майских праздников, уточнил Муратов. Он не стал говорить, на какое время может быть приостановлен выпуск газеты.

«Новая газета» начала выходить в 1993 г. Это одно из самых известных либеральных СМИ в России. Ее журналисты награждены за свои расследования множеством российских и международных премий. Выходит три раза в неделю. Тираж, по собственным данным, – 284 000 экземпляров. Муратов ссылается на данные Mail.ru, по которым в феврале сайт посетили почти 4 млн уникальных пользователей.

Трудный год

В 2014 г. рекламные доходы газет в России составили 8,1 млрд руб., что на 7% меньше, чем годом ранее, подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России. В 2013 г. падение их доходов было более сильным, тогда газеты потеряли 9% рекламы. Впрочем, в этом году издатели ожидают, что реклама в печатных СМИ упадет на треть.

Контрольный пакет «Новой» принадлежит коллективу газеты, 39% акций – бизнесмену Александру Лебедеву (стал акционером в 2006 г.), еще 10% – бывшему президенту СССР Михаилу Горбачеву. Финансовые показатели «Новой» Муратов раскрывать по телефону не стал.

Лебедев довольно долго финансировал газету из собственных средств. По данным «Известий», за несколько лет бизнесмен перечислил или одолжил газете более 400 млн руб. Но с декабря 2013 г. Лебедев больше финансово не помогает газете. Бизнесмен объяснял прекращение финансирования тем, что газета вышла на окупаемость: «Больше необходимости в моей поддержке нет, газета нарастила доходы и сократила расходы».

В стране больше не существует медиабизнеса, категоричен Муратов: «Мы конкурируем со СМИ, которые дотируются государством и помимо этого зарабатывают на рекламе». При этом арендные ставки на помещения в Москве растут, как и цены на бумагу, а рекламный рынок падает, указывает он. «В отличие от многих модных СМИ мы не занимаемся комментированием постов в Facebook, а добываем первичную информацию, контент. Это требует работы высокопрофессиональных журналистов, и это стоит денег», – говорит главный редактор. На майские праздники «Новая» выпустит номер с наградными листами офицеров и солдат во время Великой Отечественной войны, рассказал Муратов: «Мы обязаны доделать и выпустить этот проект. Что будет после этого – пока не ясно».

«Новая» уже однажды прекращала выпуск на полгода, это произошло в 1995 г. Один из бывших сотрудников газеты говорит, что «Новая» всегда живет от кризиса до кризиса и уже переживала очень сложные времена и даже оставалась на какое-то время без собственного помещения: «Тем не менее газета продолжает работать».