Ru-Net Леонида Богуславского вновь инвестирует за рубежом

Он вложил $26 млн в американский и индийский проекты
Леонид Богуславский/ С.Николаев/ Ведомости

Венчурный фонд ru-Net Леонида Богуславского инвестировал $6 млн в американскую компанию DataDog и $20 млн в индийскую FreeCharge. Об этом «Ведомостям» сообщила директор интернет- и IT-бизнеса ru-Net Мария Краюхина.

FreeCharge позволяет своим пользователям получать скидки и купоны от партнеров компании при пополнении счета мобильного телефона. DataDog – это облачный сервис, который собирает и визуализирует данные с серверов, баз данных и приложений IT-компаний: это облегчает совместную работу над IT-продуктами. Краюхина уточнила, что вместе с ru-Net во FreeCharge инвестировали американская Sequoia и бельгийский фонд Sofina, всего проект получил от них $80 млн. В DataDog фонд Богуславского вложился вместе с британским Index Ventures и американским OpenView Ventures, а общая сумма инвестиций составила $31 млн.

В американской базе стартапов Techcrunch упоминается об обеих сделках ru-Net. У DataDog с момента основания было пять раундов инвестиций, и последний – крупнейший: всего с момента основания компания получила $53,4 млн. Общая сумма вложений в FreeCharge за всю историю компании составила $113 млн. Ru-Net уже вкладывался в обе компании (в DataDog – через дочернюю RTP Ventures).

До нынешних сделок фонду Богуславского принадлежало около 15% FreeCharge, в DataDog – около 20%, рассказал человек в руководстве ru-Net. По его словам, уставный капитал компании в результате сделок увеличился и доли инвесторов не изменились.

Краюхина говорит, что фонды заметили интерес стратегических инвесторов к обеим компаниям из-за быстрого прироста клиентов и выручки. Ей известно, что FreeCharge еженедельно получает 300 000 новых пользователей, а месячный объем пополнений мобильных счетов близок к $20 млн. С октября 2013 г. выручка FreeCharge ежеквартально растет больше чем на 20% относительно прошлого квартала, отмечает Краюхина. Точный прирост новых пользователей DataDog ей неизвестен, однако она знает, что с начала 2013 г. квартал к кварталу выручка компании растет на 20–25%. По данным Краюхиной, клиентами DataDog является около 600 корпораций. На официальном сайте DataDog называет своими клиентами 68 компаний, среди которых Facebook, Adobe, Samsung и Electronic Arts.

В начале 2015 г. ru-Net уже инвестировал в две компании. Во время новогодних праздников ru-Net вместе с Baring Vostok Capital Partners закрыли раунд на $15 млн инвестиций в Mamsy.ru (онлайн-сервис продажи детских товаров со скидками). Инвесторы получили контроль над 45% компании, которую они оценили в $55 млн. В 2014 г. выручка Mamsy.ru составила 2 млрд руб. Вторую сделку ru-Net провел в январе. Фонд вложил более 10 млн евро в международный онлайн-сервис доставки еды из ресторанов Delivery Hero. Общий размер раунда составил 40 млн евро при оценке компании в 1 млрд евро.

Сейчас российские венчурные фонды все больше инвестируют в западные, а не российские компании, замечает управляющий партнер фонда Inventure Partners Сергей Азатян. Продать российские компании становится все сложнее, поэтому фонды ориентируются на международные, которые могут быть интересны большему числу стратегических инвесторов, говорит эксперт. Второй причиной переключения на зарубежные проекты он считает более высокие темпы роста, которые показывают иностранные рынки. По оценкам Азатяна, если год-полтора назад примерно 70% инвестиций российских фондов приходилось на отечественные компании, то сейчас эта доля составляет только 20–30%, но в дальнейшем она уменьшаться не будет. С Азатяном соглашается управляющий партнер Gagarin Capital Николай Давыдов, по мнению которого большинство негосударственных фондов еще с весны 2014 г. перестали инвестировать в компании с преобладанием российской выручки из-за их низкой ликвидности на зарубежных рынках.