Mail.ru Group ввела плату за хранение данных в облаке

Новые пользователи бесплатно смогут хранить в ее сервисе до 25 Гб информации
Для новых пользователей сервиса «Облако Mail.ru» хранение свыше 25 Гб данных станет платным/ Е.Разумный/ Ведомости

Для новых пользователей сервиса «Облако Mail.ru» хранение свыше 25 Гб данных станет платным, следует из сообщения Mail.ru Group. С момента открытия сервиса в августе 2013 г. он был бесплатным и позволял хранить в облаке до 100 Гб информации (до 1 Тб, для зарегистрировавшихся во время новогодней акции в конце 2013 г. – начале 2014 г.). Теперь нетарифицируемый порог составляет 25 Гб, хранение 100 Гб данных обойдется новым пользователям в 99 руб. в месяц, а 1 Tб – в 499 руб. Предельный размер хранилища увеличился до 4 Тб – плата за пользование таким сервисом составит 1990 руб. в месяц. Для ранее зарегистрировавшихся пользователей облака емкостью 100 Гб и 1 Тб останутся бесплатными.

25 Гб – самое большое бесплатное пространство, которое можно получить в хранилищах рунета, отмечает заместитель вице-президента Mail.ru Group по стратегическим продуктам Алексей Сергеев. Но многим пользователям облаков такого размера не хватает – для них и вводятся тарифные планы, объясняет он. Сейчас минимальное бесплатное пространство для хранения данных на «Яндекс.Диске» – 10 Гб, на Google Drive – 15 Гб. Размер бесплатного пространства на «Яндекс.Диске» можно увеличить до 20 Гб, подключая к сервису друзей, уточняет его представитель. 100 Гб на «Яндекс.Диске» и Google Drive обходятся пользователям в месяц соответственно в 150 руб. и $1,99 (123,7 руб. по сегодняшнему курсу ЦБ). При оплате за год можно получить скидку в 17%, добавляет представитель «Яндекса».

По словам Сергеева, у «Облака Mail.ru» сейчас около 24 млн зарегистрированных пользователей. На Россию приходится почти 65% пользователей «Облака Mail.ru», еще примерно 12% – на Украину, около 8% пользователей из Турции, 4% – из Казахстана, 3% – из Белоруссии. Внутренняя статистика Mail.ru Group показывает, что сейчас в облаке у активного пользователя занято в среднем 3–5 Гб, рассказывает Сергеев. Во сколько обходится поддержка облачного сервиса хранения данных, Mail.ru Group не раскрывает. Сколько новых пользователей подключит Mail.ru Group после введения платы за хранение расширенного объема данных, а также выручку от этого сервиса Сергеев спрогнозировать затруднился.

Представители других операторов облачного хранения данных, опрошенные «Ведомостями», не раскрыли количество пользователей и выручку от этой услуги. На конец июля 2013 г. «Яндекс.Диском» пользовалось около 12 млн подписчиков (сервис начал работу в апреле 2012 г.). В среднем каждый месяц в «Яндекс.Диске» регистрируется 1 млн новых аккаунтов, говорит представитель «Яндекса».

По предварительным данным iKS-Consulting, выручка от облачных услуг в России в 2014 г. составила почти 1,9 млрд руб., рост к 2013 г. – 50%. Доходы растут из-за увеличения проникновения облачных услуг, повышения доверия к ним со стороны бизнеса и ухудшения экономической обстановки, из-за которого компаниям приходится оптимизировать затраты на IT-инфраструктуру, следует из отчета аналитической компании. Выделить в этих доходах выручку от услуг облачного хранения данных непросто из-за того, что разные компании по-разному учитывают их: так, некоторые операторы предоставляют клиентам пространство для удаленного хранения данных в пакете с другими услугами, например доступа в интернет, передала «Ведомостям» ведущий аналитик iKS-Consulting Татьяна Темкина. Например, бесплатно 100 Гб на «Яндекс.Диске» получают московские интернет-подписчики «Ростелекома», говорит представитель поисковика. Введение Mail.ru тарифов на облачное хранение данных Темкина считает логичным шагом – так поступает большинство компаний, набрав достаточное количество клиентов и поняв, что сервис пользуется популярностью.

Изначально «Облако Mail.ru» рассчитано на частных пользователей, однако с точки зрения размеров и функциональности оно подходит и корпоративным клиентам, считает Сергеев. Поэтому, например, «Облако» входит в состав сервисов, предлагаемых в пакете услуг «Mail.ru для бизнеса», говорит он.

Монетизация «Облака Mail.ru» – вполне логичный шаг, считает гендиректор Liveinternet Герман Клименко. Очевидно, что подавляющее большинство пользователей сервиса подписаны и на другие сервисы Mail.ru, а такая аудитория может окупить все, уверен он. По мнению Клименко, интерес к «Облаку Mail.ru» и другим аналогичным ему российским сервисам может вырасти в случае введения ограничений на работу зарубежных сервисов в России или самоограничений – например, связанных с санкциями.