«Музей великих надежд» устроили в нижегородском Арсенале

Выставка стала первым опытом освоения идеально отреставрированного здания
Просмотр выставки «Музей великих надежд» превращается в путешествие/ A.Paschenko

Выставка «Музей великих надежд» органично вписалась в отреставрированное задние Арсенала Нижегородского кремля. И это большая и важная победа кураторов, потому что само здание и есть пока главное, ради чего и стоит на выставку идти. Краснокирпичные стены, анфилады залов, ритм серых колон, дуги окон – пространство само по себе так красиво, светло, значительно и динамично, что экспонатам трудно этой красоте не помешать.

Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства, который с недавнего времени начал называться Волго-Вятским, завершил грандиозный проект, в результате которого обрел великолепные стены. И заставил вспомнить, как важно ставить перед собой задачи, кажущиеся нереальными.

Пятнадцать лет назад у Анны Гор и Любови Сапрыкиной, директора и художественного руководителя Нижегородского отделения ГЦСИ, возникла идея занять здание Арсенала Нижегородского кремля, принадлежащего Министерству обороны. Идея рассматривалась тогда как чисто утопическая, однако все случилось. Здание было получено и реконструировано по проекту архитектора Евгения Асса. Запущенный Арсенал, построенный по велению Николая II на территории Нижегородского кремля, а вернее, пристроенный к его стене, обрел сегодня вид блестяще европейский, т. е. был отреставрирован и приспособлен к работе культурного центра максимально бережно, с сохранением всего исторического.

Проект и его реализация настолько хороши, что могут претендовать на самую высокую госнаграду. Возможно, после официального открытия – с визитом министра культуры и в присутствии губернских и городских властей – подобные инициативы и возникнут. В преддверии же этого события и под эгидой Европейского союза центр организовал конференцию «Арсенал между прошлым и будущим». В ней участвовали сотрудники музеев и культурных центров, также занимающие исторические здания бывших пороховых и оружейных складов, но европейских.

Рука Москвы

Перед Арсеналом во время работы ассамблеи стояли два топтуна с плакатами «Иностранные фонды. Сербия, Грузия, Украина. Кто следующий?». На вопросы протестанты отвечали, что имеют точные сведения, что Фонд Фридриха Науманна (ее представитель участвовал в конференции) совершил в Киеве оранжевую революцию. А плакаты им прислали из Москвы.

«Музей великих надежд» – выставка к открытию Арсенала и международной конференции – должен был понравиться и зарубежным гостям, и местной публике. И Алисе Савицкой пришла отличная идея – соединить современное искусство с краеведением. Художники были прикреплены к известным нижегородцам – от Ивана Кулибина и Максима Горького до Владимира Шухова и Валерия Чкалова. Конструктор Ростислав Алексеев сам рисовал, так что его посчитали и персонажем, и автором. В результате реализации всем понятной идеи, примиряющей прошлое с современным, получилась очень большая не только количественно, но и по содержанию экспозиция. Она представила всем известных людей по-новому, связала науку, технику, литературу, фотографию и музыку. Дала повод объединить усилия нескольких нижегородских музеев и совместить познавательность со зрелищностью.

В некоторых случаях познавательность возобладала над артистизмом – музыкальный раздел рассыпался на этнографический и авангардный, посвященный Михаилу Матюшину и его опере «Победа над солнцем». Иногда пространство не принимало экспонат, настолько он был уродливым (фанерное панно «Буревестник», например), а красивые вещи, такие как «Куб в четвертом измерении» Кирилла Александрова, наоборот, демонстрировало с гордостью.

Самым удачным получился зал с работами Елены Елагиной и Игоря Макаречи, посвященными Надежде Сусловой, первой женщине-врачу. Художники тут подыграли пространству, поместив в середине зала огромную трубу. В общем, чтобы хорошо выглядеть в Арсенале, художник должен ему подчиниться.